Tel: +7 (916) 546-86-72
Email: mail@dinafedina.ru
«Последние принцессы. Две дочери Александра III.»«Сокровище императора»: Мария, единственная дочь Александра IIКомпозиции

«Последние принцессы. Две дочери Александра III.»

Завершение XI сезона. Литературная гостиная «Очарование»

Подробнее

«Сокровище императора»: Мария, единственная дочь Александра II

ХI сезон. Литературная Гостиная «Очарование»

Подробнее

Композиции

Подробнее

Участники

ДИНА ФЕДИНА

dina_fedina_versal

Начну с себя. В августе 2013 года исполнилось (как в сказке) 30 лет и 3 года, как я работаю в Музее. Именно так, с большой буквы, потому что музеев в моей жизни было несколько, и каждый из них оказался для меня новой и более высокой ступенькой на творческом пути. Каждый очень много дал. Окончив библиографический факультет Московского государственного института культуры (Орловский филиал) я пришла в научную библиотеку старейшего в России музея И.С. Тургенева (г. Орел). С первых же дней, помимо библиотечных обязанностей, попросилась водить экскурсии. Поучаствовала в первом для меня литературном вечере, посвященном поэзии Павла Шубина, уроженца Орловской земли.

Потом была приглашена в Дом-музей Н.С. Лескова, где активно готовила не только экскурсию и лекции об этом писателе, но и сценарии ежегодных театрализованных вечеров в честь дня рождения писателя (совместно с зав. музеем Л.С. Камышаловой). Вечера назывались затейливо: «Театральный характер», «Спиритический сеанс на Верхней Дворянской», «Заседание редакции газеты «Вольный стрелок», «Жития лесковских героинь». Собственно, из последнего вечера и родилась, в конце концов, моя композиция «Дамы и фефелы». Равно, как и «Загадки судьбы Афанасия Фета» получились благодаря моему участию в театрализованной программе на эту тему в Музее писателей-орловцев.

Переехав после замужества в Москву, я попала в главные хранители музея Марины Цветаевой, поэта, трепетно любимого мною. Но проработала я там всего 4 месяца. Удивительно, не правда ли?

Любить творчество поэта, с ранней юности складывать для себя мозаику ее жизни, стремиться к знакомству с людьми, воссоздавшими буквально из пепла ее дом в Москве…

И вдруг – попав в это Дом – самой уйти, отказаться от, казалось бы, невероятной удачи.

Знаете, можно привести немало правильных доводов в пользу моего ухода из Марининого дома: и что хранительство музейное – не моя стихия, и что трудно было приспособиться в коллективе, пусть и горячих поклонников Цветаевой, но непрофессионалов в музейной работе…

Все будет правильно. Только однажды, посмотрев в один из немногих подлинных предметов из этого Дома – зеркало Марины – я почувствовала, что не смогу здесь остаться. Я оказалась не готова воплотить в реальность свою мечту. Марина Цветаева так и осталась для меня большой и красивой мечтой…

Оставь полет снежинкам с мотыльками,

И не губи медузу на песках.

Нельзя свою мечту хватать руками,

Нельзя свою мечту держать в руках…

Из музея Цветаевой я ушла в Государственный музей Л.Н. Толстого. Здесь оттачивалось мое мастерство «устроительницы» – более 7 лет занималась организацией вечеров и праздников. Это были и долгосрочный проект «Встречи на Пречистенке», шедший около 3 лет и создание грандиозной композиции на сцене Дома Ученых, посвященной 90-летию образования ГМТ.

«Встречи на Пречистенке» представляли собой цикл камерных встреч с людьми, жизненный или творческий путь которых так или иначе был связан с наследием Льва Толстого. Так в афише музея появлялись встречи с Татьяной Самойловой, Петром Глебовым, Людмилой Чурсиной, автором оперы «Хаджи Мурат» композитором Ширвани Чалаевым, профессором-толстоведом Лидией Опульской и др.

Работать в музее Толстого и не быть знакомой с потомками этого писателя, мне кажется, невозможно. Как жаль, что больше нет на свете Светланы Николаевны Толстой – моего чудесного друга и прелестной женщины, жены правнука писателя. Остались на память фото, остались воспоминания о вечерах в санатории Академии наук «Узкое» (которые я по ее просьбе готовила и проводила, когда Светлана Николаевна там отдыхала). И, конечно же, осталась тема толстовского родства и семьи в литературных сценариях… Тема любви Льва Толстого – «Потребность счастья».

Приглашение на должность ученого секретаря в Государственный литературный музей, добавило новых граней в мою музейную жизнь. Но именно здесь и состоялся мой дебют в качестве постоянной ведущей (кое-кто из доброжелательных поклонников говорит – Хозяйки) литературно-музыкальной гостиной «Очарование».

Из официальных сведений:

  • Являюсь членом Российского отделения Международного союза музеев (ICLM).
  • Кавалер Почетного знака Министерства культуры России «За достижения в культуре».
  • Награждена Почетной грамотой Министерства культуры.
  • Не раз удостаивалась Благодарностей от коллег (Центральная библиотека им. Н.Некрасова, «Дом Н.В. Гоголя» — мемориальный музей и научная библиотека, библиотека им. Ф. Тютчева, музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»).
  • Являюсь автором более 30 печатных работ, посвященных популяризации жизни и творчества Л.Н. Толстого и Н.С. Лескова, М.А. Волошина и М.И. Цветаевой.
  • Мною впервые была опубликована переписка С.А. Толстой-Есениной (внучки писателя и многолетнего директора музея) и поэта Максимилиана Волошина в одном из Толстовских ежегодников.
  • Не раз выступала с докладами на научных конференциях; как российских, так и международных. И в то же время, как конферансье участвовала в концертах Дарьи Алексеевской, Сергея Степина, Веры Беловой, клавир-трио «Элегия», Анны Лебедево.
  • 4 года была ведущей Гала-концерта Московского фестиваля «Семь танцующих», посвященного Айседоре Дункан и организованного Культурным центром «На Алексеевской».

 

СВЕТЛАНА КОМРАКОВА

Светлана Комракова

Весной 2005 года в музей Л.Н. Толстого зашла очаровательная изящная дама, искавшая зал для проведения презентации своего второго сборника стихов. Проблема разрешилась быстро, а через неделю Светлана Семеновна попросила меня провести это мероприятие. Совсем незаметно, легко и непринужденно наши отношения из служебно-приятных переросли в дружеские. И вот уже около 10 лет наша человеческая дружба подкрепляется творческими отношениями. А я не устаю восхищаться ее женской привлекательностью, поэтической талантливостью, невероятно оптимистичным характером. И еще потрясающим умением придти на помощь в нужную минуту, которую она, кажется, ощущает каким-то колдовским способом – не успеешь еще собраться с силами, порой даже сформулировать свою проблему — а тут как тут – дружеский звонок – и душевная поддержка, и дельный совет, и реальная помощь.

Стихи Светлана пробовала писать с юности, но только на рубеже тысячелетий осмелилась вынести свое творчество на суд читателей. Ее первая книга вышла в 2001 году. Теперь она уже автор 4 поэтических сборников; ее стихи и рассказы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках. Не только в России, но и за рубежом (например, двуязычный журнал «Из России с любовью»). Ее стихи не раз звучали в московском метрополитене, создавая замечательную осеннюю и весеннюю ауру — светлую атмосферу среди грохота и деловой активности нашего огромного мегаполиса. Ее творческие вечера проводились на площадках музея Л.Н. Толстого и музея литературы Серебряного века, в библиотеке им. Н. Некрасова и Библиотеке-читальне И.С. Тургенева

Светлана искренне задумывается о времени и судьбах людей, о радостях и горестях повседневной жизни, об умении видеть и слышать прекрасное вокруг нас.

И хотя совместно у нас получилась в гостиной «Очарование» пока только одна композиция – «Я никуда не тороплюсь», ставшая нашей премьерой, прорывом, открытием, Светлана достаточно часто принимает участие в других композициях. Ее стихи – связующее звено в праздничной композиции «Звезда Рождества», ее рассказ в авторском исполнении звучит в композиции «Свет мой, зеркальце», и, наконец, на ее стихи написан ряд романсов – «Что хочет женщина», «Рождество православное», «А дни летят», «Крещение» — которые исполняются в ряде композиций гостиной.

В 5 сезоне Светлана Комракова весьма оригинально выступила как модель в композиции «ШАЛЬные истории», иллюстрируя показом разнообразных шалей исторический и музыкальный рассказ о них. А в программе «Гусар! Питомец славы!» блестяще исполнила роль графини Ростопчиной.

Из официальных сведений:

  • выпускница МВТУ им Н. Баумана,
  • преподаватель информатики одного из московских вузов,
  • кандидат педагогических наук,
  • лауреат поэтических конкурсов им. Ф. Тютчева и М. Цветаевой,
  • член Дома Ученых,
  • член Союза писателей России,
  • руководитель поэтического объединения «Проба пера» в библиотеке им. Ф.И. Тютчева,
  • один из редакторов поэтического альманаха «Чонгарский бульвар».

 

ЮЛИЯ ТАГАЛИ

Юлия Тагали

Встреча с этой удивительной сударыней произошла, когда мы вместе с Галиной Улетовой в последний раз (разумеется, еще не зная об этом) вместе показывали программу, посвященную Николаю Гумилеву. Во время выступления я довольно скоро заметила на первом ряду даму с бутылочкой йогурта, который она явно собиралась пить во время действия, но все время забывала, потому что оказалась страшно увлечена происходящим на сцене. Сразу по окончании представления она подошла и сказала: «Не люблю романсы, но, проходя мимо музея (Музей литературы Серебряного века), увидела афишу, посвященную Гумилеву. У меня были другие планы, я не успела вовремя перекусить (прошу простить мой йогурт в зале), но я не могла не узнать, кто и что будет рассказывать о поэте Гумилеве. Мне понравилась. Я – Юлия Тагали и иногда тоже выступаю в этом зале». В ответ я сказала, что тоже отметила для себя появляющиеся у нас в музее афиши с необычным и весьма понравившимся мне именем, но обстоятельства почему-то не позволяли мне ни разу остаться на ее концерт пластического танца. Это случилось осенью 2007 года, а буквально через полгода мы с Юлей уже сделали первый совместный проект – спектакль об Айседоре Дункан «Танец длиною в жизнь». Приурочили его к моему майскому юбилею и показали в музее литературы Серебряного века как пробный шар, как новую форму своего сотрудничества.

Юлия Тагали — актриса и танцовщица, в своём творчестве продолжает традиции свободного импровизационного танца, созданного А. Дункан. К моменту нашей встречи у нее уже существовал собственный моно-спектакль «Айседора… Шарф… Есенин», но тут мы замахнулись на представление, рассказывающее обо всем пути «великой босоножки». Впервые в жизни я писала сценарий не литературной композиции, а почти полноценного спектакля с репликами для всех участников. Правда, участников было немного: Юля, конечно, была Айседорой, а я исполнила каскад ролей: Мама, Горничная и Подруга Айседоры, Ведущая и Гадалка. Для исполнения мужских партий – Гордона Крэга, Париса Зингера, Сергея Есенина и Ведущего – мы пригласили моего приятеля, артиста театра Российской армии Андрея Данилюка. Звукорежиссуру взял на себя муж Юли, Сергей Чернышёв. Спектакль произвел впечатление на публику, наверное, тем, что естественность пластических танцев в исполнении Юлии дополнялись профессиональностью игры Андрея и, довольно раскрепощенной манерой ведения спектакля, и исполнением своих ролей, словом, той партией, которую в спектакле вела я. Мы не раз показывали эту работу — в первом же полноценном репертуарном сезоне, в марте 2009 года, а также в рамках московского фестиваля «Семь танцующих».

Следующая наша совместная программа была посвящена образам оригинальных и неповторимых женщин в истории мировой культуры — от античности до эпохи Модерна. Композиция «В тебе все музыка, движенье» не была уже полноценным спектаклем, как наша предыдущая работа, но поэтический накал и накал страстей в исполнении танцевальных фрагментов, выводили ее за рамки просто концертной программы. К сожалению, Юлия Тагали не смогла блеснуть своим мастерством во время композиции «ШАЛЬные истории» — этому помешал перелом ноги, но зато она выступила как вдохновенный режиссер, итогом деятельности которого стало блестящее дефиле Светланы Комраковой в этой программе.

Из официальных сведений:

  • лауреат фестиваля танца памяти Айседоры Дункан «Семь танцующих»,
  • дипломант театральных фестивалей «Волшебный край кулис» и «Лаборатория искусств Кордон-2» (Пушкиногорье), На последнем я была вместе с Юлией. Там впервые мы показали зарисовку по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
  • Юлия Тагали создала свой театр и студию «Музыка. Образ. Танец». Её театр, театр «Dance-o-Dora» под руководством Ольги Мазневой и Дины Ваймер, студия «Терпсихора» Татьяны Трифоновой и другие объединены в сообщество «Наследники Айседоры Дункан».

Танец Юлии Тагали во многих композициях исполняется вместе с мелодекламацией. Поэзия очень выразительно дополняет те образы, которые слышны в музыке.

Танцовщица выступает на различных камерных и театральных площадках со своими моноспектаклями и танцевальными миниатюрами. Юлия принимает участие в открытии художественных выставок, поэтических вечеров, на концертах других артистов.

 

ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВСКАЯ

Дарья Алексеевская

Встречу с уникальной певицей Дашей Алексеевской мне подарила Галина Улетова. Для программы, посвященной Благовещенью, ей нужен был дуэт, так и состоялась наша встреча. Встреча, которая не ограничилась одной программой, а переросла в дружеские и творческие отношения, которые продолжаются вот уже 8 лет. Даша тоже стояла у истоков создания гостиной «Очарование» и приняла активное участие в подготовке и исполнении самой первой композиции «Я никуда не тороплюсь». А потом мне легче заново привести репертуары 5 сезонов гостиной, чем назвать по отдельности композиции, в которых она участвовала. Назову лишь самые яркие: «Благая весть», «Вы мне писали», «Звезда Рождества», «Загадки судьбы Афанасия Фета», «Дамы и фефелы», «Свет мой, зеркальце…», «Цветы живут в людских сердцах», «ШАЛЬные истории». Каждый раз она подходит к подготовке новой композиции весьма творчески и артистично – предлагает создать игровую ситуацию, обыграть предметами тот или иной романс, работать не по отдельности, а в дуэте, все время чувствуя партнера. Уж на что у меня за эти годы скопилось много разного реквизита для создания, как я называю, музейных натюрмортов, но Даша способна, кажется, перерыть весь свой дом или просидеть с иголкой полночи, но чтобы в программе, которую мы сейчас готовим, были расставлены все акценты не только голосом или мимикой, но и нужными аксессуарами.

Из официальных сведений.

  • Лауреат международного конкурса православной и патриотической песни им. Александра Невского.
  • Лауреат Волжского конкурса исполнителей русского и цыганского романса «Романса голос осенний».
  • Лауреат Международного конкурса «Музыкальная зима» в Великом Устюге в номинации автор-исполнитель.

В 2001 году певица приняла участие во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей русского романса «Романсиада», и часть её выступления была показана по российскому телевидению.

Дарья Алексеевская неоднократно появлялась на телеканале «Культура», где принимала участие в передаче «Романтика романса» со своей уникальной программой песен «Не брани меня родная», посвященной юбилею композитора Александра Дюбюка.

Она частый гость на концертных площадках, таких как Дом Композиторов, Дом Журналиста, Дом Ученых, Музей Серебряного Века, Дом Литераторов.

 

ЕЛЕНА МАТЫЦИНА

Елена Матыцина

Долгое время у Даши Алексеевской не было постоянного пианиста. Она выступала с Юрием Шепелевым, Татьяной Копелевич и другими весьма достойными музыкантами, но вот такого человека, который бы был с ней постоянно на связи, не возникало. И вот осенью 2009 года сижу в музее после рабочего дня за чайным столом в ожидании певицы и ее нового концертмейстера, о котором Даша предупредила меня только накануне. У нас назначена первая репетиция премьерной композиции 2 сезона «Загадки судьбы Афанасия Фета». Почему премьерной? Ведь как я уже говорила, что именно с нее началась моя творческая работа над сценариями и литературно-музыкальными выступлениями. А потому, что мы с Дашей наметили в этот раз сделать композицию иной: в виде домашнего чаепития московских светских дам. Они в беседе вспоминают о поэте и пересказывают друг другу то ли истории, то ли слухи, а то ли сплетни о загадочных событиях из жизни Афанасия Фета. Поэтому, как понимаете, на сцене должно было

работать слаженное трио «болтушек», которые прерывают свою застольную беседу музицированием, исполнением романсов. Это был опять совершенно новый опыт показа литературно-музыкальной композиции. Как нам показалось – в весьма оригинальной манере.

Услышав шаги в коридоре, я, не вставая из-за стола, крикнула, что пальто можно оставить в гардеробе и проходить сюда, в служебную комнату. Через несколько минут в комнату вошла приятная дама с весьма выразительными, блестящими глазами. «Чаю хочешь?» — спросила я, и она, чуть помедлив, ответила утвердительно.

Позднее, вспоминая нашу первую встречу, мы никак не могли взять в толк, что случилось с нами в тот момент. Музейная жизнь приучила меня не просто к вежливости, а, я бы даже сказала, к определенной чопорности в отношении новых людей. В 23 года меня в музее называли по имени-отчеству и разговор «на ты» надо было еще заслужить.

Впрочем, и Елена Вячеславовна Матыцина (а это, как вы уже поняли, и была она) тоже за годы преподавательской деятельности привыкла к подобному обращению. А тут такая метаморфоза – но дружеская искра пробежала между нами моментально.

Чаю мы, конечно, выпили, дождались Дашу и приступили в репетиции. И тут я поняла, какое чудо преподнесла нам Судьба в виде Елены. Это не просто профессионал самого высокого полета, это не просто обаятельный и «приятный во всех отношениях» человек. Это была та необходимая творческая частица, которая позволила нам стать гармоничным трио не только на этой композиции, но и на множестве последующих.

Достаточно сказать, что из 28-ми композиций 4 сезонов Елена принимала участие в 23-х из них. И весь ее вклад в программы «Очарования» — это не только великолепное владение инструментом и блестящая работа концертмейстера, но и активная творческая сопереживаемость, содействие в оттачивании деталей, в подборе музыкальных фрагментов и романсов, и даже деталей, предметов и аксессуаров того или иного представления.

А.П. Чехов заметил, что «в человеке должно быть все прекрасно». С удовольствием отношу эти слова именно к Леночке Матыциной, которая прекрасна во всех человеческих, творческих и профессиональных проявлениях.

Из официальных сведений.

  • Лауреат Международного фестиваля «Еврооркестр-XIV» (2004г., Франция).
  • Почетный деятель искусств города Москвы (2006г.).
  • Лауреат премии Гран-при V Московского фестиваля искусств «Вдохновение» (2009г.).
  • Обладатель медали «За заслуги в сохранении русской культуры» и Почетной грамоты Министерства культуры России (2012г.).
  • Закончила музыкальное училище им. Гнесиных и МГПИ им. В.И.Ленина.
  • С 1989 года работает концертмейстером Московского военно-музыкального училища.
  • С 2006 года в качестве солиста-пианиста и концертмейстера сотрудничает с Московским концертным театром «Камелия».
  • С 2010 года – член жюри Московского фестиваля искусств «Вдохновение».

Как композитор Елена заявила о себе в 2000 году, за последние годы стала автором ряда романсов на стихи современных авторов (А. Косарь, С. Комракова, Л. Комарова).

Ее индивидуальный творческий подчерк отличает мелодическая выразительность вокальных партий, гармонично сочетающаяся с богатейшей красочностью аккомпанемента.

 

ОЛЬГА БИБИК

Ольга Бибик

С этой замечательной певицей меня познакомила Елена Матыцина, считая, что Ольга непременно станет украшением наших композиций. Так и случилось. Казалось невероятным, что она не оканчивала консерватории или известного музыкального училища, так великолепно звучит ее сопрано, так обширен репертуар. Скажу больше, для композиции «Хитросплетения «Дворянского гнезда» Ольга выучила арию Орфея из оперы К. Глюка и довела до оперного совершенства романсы из репертуара Полины Виардо на итальянском и французском языках. Впрочем, не менее изысканно звучали и русские романсы, особенно подаренный великой певице А. Варламовым «Ты не пой, душа-девица».

С такой же тщательностью Ольга подошла к отбору музыкальных произведений композиции «Потребность счастья или Молодость Льва Толстого». Она глубоко прониклась темой толстовского одиночества в юности и многолетними поисками семейного счастья. Классические романсы, которые она исполняла, не только великолепно звучали как вокальные произведения. Казалось, что каждый из них несет частицу личной жизни писателя, соответствует именно тем или иным переживаниям, которые он испытывал в свои 20, 25 или 30 лет.

А в программе «Все начиналось с поцелуя» Ольга не только ярко выстроила музыкальную часть из «поцелуйных» романсов, но и проявила незаурядные актерские способности, составив замечательную пару с артистом Василием Куприяновым в ряде эпизодов композиции.

Из официальных сведений.

  • Лауреат премии Гран-при Х Всероссийского волжского конкурса-фестиваля «Романса голос осенний» (2009г., Кинешма).
  • Лауреат Международного конкурса романсов им. И. Юрьевой (2008г.,Таллинн).
  • Лауреат премии Гран-при Первого Московского открытого конкурса исполнителей русского романса «Романсиада без границ» (2011г., Москва, ЦДРИ).

Бывший врач-офтальмолог Ольга Бибик с детства любила петь, брала уроки вокала у профессиональных мастеров. Но сейчас она предаётся любимому романсу со всей силой страсти, занимаясь одновременно в вокальных студиях Дома медиков, Дома архитекторов, ДК «Красный Октябрь», выступает с гастролями по России и в странах СНГ.

На пресс-конференции член жюри фестиваля «Романса голос осенний», известная московская певица, заслуженная артистка России Любовь Исаева сказала: «Решение жюри о присуждении Гран-при было единодушным и единогласным – мы все поставили Ольге высшие баллы. Когда она пела, я не трудилась, анализируя ее выступление – я отдыхала, потому что Ольга Бибик была безупречна».

 

СЕРГЕЙ СТЕПИН

Сергей Степин

Именно Елена Матыцина обратила мое внимание на певца Сергея Степина. Представляете, я еще полгода сопротивлялась, отказывалась, говорила, что привыкла работать в «дамском» музыкальном окружении, что буду зажиматься от непонимания, что у нас не возникнет та непринужденная атмосфера, уже сложившаяся в гостиной. В общем, говорила много всякой ерунды и чепухи. Не смогла сразу понять, что, во-первых, Лена не будет предлагать в партнеры человека неподходящего, а во-вторых, не сразу вспомнила, что уже знакома с этим певцом.

В 2005 году к 175-летию Л.Н. Толстого в музее-усадьбе писателя «Хамовники» с большим успехом прошла опера кавказского композитора Ширвани Чалаева «Хаджи Мурат». В одной из ведущих партий в ней выступил солист музыкального театра «Амадей» Сергей Степин, а я была координатором этого проекта. И как мы с ним лично не познакомились в тот год – до сих пор большая загадка для нас обоих.

В общем, Лена меня уговорила, мы встретились с Сережей и, конечно же, сразу почувствовали друг в друге родственные души. К тому же летом 2010 года я впервые побывала в Париже, и творческая мысль закипела сразу. В течение 2 недель я написала сценарий «Москва! Париж! Как много в этих звуках». Это стало блестящей премьерой и новой композиции, и наших отношений. Работалось удивительно легко и непринужденно, поиски репертуара не заняли много времени, и в следующем сезоне мы бисировали с этой программой.

К моменту начала нашего сотворчества Сергей был уже достаточно известным певцом со сложившейся творческой биографией. Но он до сих пор по-мальчишески загорается идеей новой композиции, профессионально разрабатывает режиссуру постановок, как драматический актер вживается в нового для себя героя. Так было и с обликом Н.С. Гумилева в композиции «Поэт. Рыцарь. Воин», и А.Н. Вертинского в композиции «Черный Пьеро. Судьба. Творчество. Память», и поэта К.Р. в композиции «Константин и Елизавета. Поэт и Мученица», и в собирательном образе лихого русского офицера в композиции «Гусар! Питомец славы».

Из официальных сведений — любовь к исполнительству и музыке у Сергея проявились в школьные годы, когда он занимался в хоре и принимал участие в литературных вечерах. Особенно хорошо ему удавались такие романсы, как «Белеет парус одинокий», «Выхожу один я на дорогу», «Горные вершины» на слова Ю.М. Лермонтова.

Сергей не мечтал о сцене, он собирался стать биологом, а мама, учитель русского языка, видела в нём будущего филолога. Однако, после окончания средней школы вопреки представлениям мамы, Сережа подает заявление в Казанское музыкальное училище и поступает на вокальное отделение, которое успешно заканчивает.

Затем перед ним открываются новые горизонты, но уже в столице. Сергей поступает в институт имени Гнесиных, успешно сдав экзамен народной артистке России Наталии Дмитриевне Шпиллер. И с 1985-1990г. Сергей Стёпин- студент института. Он учился на вокальном отделении, курс Заслуженного Артиста России Владимира Кузьмича Отделенова. На III-м курсе, его приглашают в Экспериментальный молодёжный театр г. Королёва.

В этом театре он исполняет партию Париса в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена», а позднее принимает приглашение Московского молодёжного Камерного музыкального театра, где исполняет Моцарта из оперы Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери», Кащея из оперы «Кащей бессмертный». Когда наступило время для сдачи Государственных экзаменов, председателем, которых была народная артистка СССР Белла Андреевна Руденко, комиссия ему единодушно поставила «Отлично». По окончании института, Сергей Стёпин становится солистом Камерного оркестра под управлением Игоря Жукова, сотрудничает с «Москонцертом» и другими творческими организациями.

С 1994-2003г.г. Стёпин солист театра «Экспромт», музыкального театра «На Басманной», а с 1998г. по настоящее время- солист московского музыкального театра «Амадей». В творческом багаже артиста- партии Германа и Ленского из опер Чайковского, Тамино, Бастьена, Педро в операх Моцарта «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьена», «Похищение из Сераля», Фонтальба из оперы Саккини «Новое поселение»

В 1995 году С. Стёпин знакомится с известным радиожурналистом Владимиром Дёминым, большим поклонником и знатоком русской песни и романса. Результатом этой дружбы стали большие концертные программы: «Романсы из репертуара Вадима Козина», «Песни и романсы из репертуара Петра Лещенко», «Романсы Бориса Фомина», «Романсы Николая Харито». А в программе «Забытые романсы» исполняются малознакомые слушателям романсы, песни дореволюционной России. Он частый гость на радиостанциях «Голос России», «Надежда», «Народное радио», «Подмосковье», «Говорит Москва», «Москва и Москвичи» …

С 1999 года — солист Академического хора русской народной песни под руководством народного артиста СССР Н.В.Кутузова, музыкального Центра телевидения и радиовещания.

В 1998 году Сергей Стёпин выпустил свой первый СD «Встреча была для обоих случайною». В эту пластинку вошли романсы Н. Харито, романсы из репертуара П. Лещенко, А. Вертинского.

С 2000 года — солист ансамбля песни и пляски РВСН «Красная звезда». В своих сольных концертах Сергей исполняет самый разнообразный репертуар — авторские эстрадные песни, ретро 70-90х г., арии из оперетт и классические романсы, покоряя души поклонников во многих городах России, Германии, Дании, Швейцарии, Англии, США, Мексике, Польше, Южной Корее и многих других уголках мира.

В 2006 году Сергею Стёпину присвоено почётное звание Заслуженного артиста России.

 

СТАНИСЛАВ БОГАТЫРЁВ

Станислав Богатырев

Вскоре после премьеры композиции про Москву и Париж Сергей Степин пригласил меня подготовить конферанс для его концерта в Доме Ученых. Там я познакомилась с его учеником Станиславом Богатыревым, который тоже принимал участие в концерте. Боже мой, как же он волновался! Согласна, что площадка Дома Ученых – весьма ответственное место для выступления. Тем более, когда за плечами было не так то много выходов к зрителям. Это сейчас, по прошествии всего 3 лет Стас может лихо «заводить» публику на их совместных с Сергеем концертах в том же месте. А тогда…

Тогда мне показалось, что предложение Сергея пригласить Станислава в композицию «Москва! Париж!» не самое удачное, но буквально через полгода я пересмотрела свое отношение к этому певцу. Станислав профессионально вырастал прямо на глазах. К предложению принять участие в композиции гостиной «Очарование» отнесся более чем ответственно. За несколько месяцев разыскал ряд любопытных жанровых фотоснимков Парижа, подготовил оригинальный репертуар французского шансона, вплоть до советской песни «Одинокая гармонь», которую специально для Ива Монтана перевели на французский язык. Исполнял тоже по-французски. Но, не успев до конца выучить текст, придумал множество театральных ходов, чтобы замаскировать бумажки с французскими словами. То увлеченно «рисовал» на мольберте, развернув его «спиной» к зрителям, то появлялся парижским поэтом с пером и блокнотом… Это в целом весьма украсило и разнообразило действие композиции, внеся в нее некий налет французского шарма.

Может быть, ему еще и не хватает высокого профессионализма в исполнении, но в одной из последующих композиций – «Константин и Елизавета. Поэт и Мученица» — Станислав попробовал себя в серьезном классическом репертуаре. Романсы П. Чайковского, Ц.Кюи, С. Рахманинова стали еще одной ступенью в освоении им вокального мастерства.

Зато комедийный талант актера в нем уже присутствует сполна. Об этом свидетельствовали лихие отрывки из композиции «Гусар! Питомец славы». Хотя, должна сказать, что ему во многом удался и облик Александра Вертинского-человека (Вертинского-певца в композиции «Черный Пьеро» исполнил Сергей Степин). Воспоминания легендарного русского шансонье прозвучали в исполнении Станислава весьма органично. Но главное – на сцене Станислав великолепный партнер, с которым не страшно выходит ни в каких антрепризах.

Из официальных сведений.

  • Лауреат Х Московского фестиваля искусств «Вдохновение».
  • В репертуаре певца классическая и эстрадная музыка, арии из опер и оперетт, старинные романсы и советские песни, русские народные песни и песни народов мира.
  • Родился в Москве. С детских лет любил музыку, увлекался прослушиванием пластинок и музыкальных спектаклей. Серьёзное решение посвятить себя музыке пришло уже в зрелом возрасте, когда была получена другая профессия. Но это не помешало начать серьёзное музыкальное образование
  • Два года Станислав Богатырёв обучался основам певческого искусства у известной эстрадной певицы — Народной артистки России и Украины-Тамары Миансаровой. Затем обучение продолжилось под руководством Заслуженного артиста России Сергея Стёпина.
  • В настоящее время Станислав является студентом вокального отделения Государственной Академии Славянской Культуры, занимаясь в классе Заслуженного артиста России Вячеслава Марутаева.

Наряду с учёбой, он ведёт активную концертную деятельность, выступая как в сборных концертах, так и с сольными программами на лучших концертных площадках Москвы. Его часто приглашают для выступлений в города Подмосковья.

 

АННА ЛЕБЕДЕВА

«Добрым гением» связавшим нас опять выступила Лена Матыцина. Она давно знакома с Анной Лебедевой, ее творчеством и педагогической деятельностью, не раз выступала в качестве ее концертмейстера. Анна участвовала в программах двух сезонов гостиной и всегда это были несколько иные, особенные композиции. В отличие от «русской народности» Даши Алексеевской или фантазийного разнообразия Сергея Степина Анечку Лебедеву отличает более сдержанная манера исполнения. Она полностью проникается темой композиции, совершенно точно попадает подобранными романсами и песнями в настроение моего рассказа, но в то же время во время выступлений несет некий аристократизм и, казалось бы, отстраненность от происходящего на сцене. Но это только видимая отстраненность, это своеобразный и оригинальный прием, который позволяет нам выстраивать новые драматургические формы выступлений.

Так в композиции «Вечер царит, тишина ли ночная, утро ль зарделось, иль день настает», посвященной времени суток в русской поэзии, прозе и романсах, Анина манера исполнения позволила впервые попробовать форму «домашних чтений» — доверительного и раскованного общения со зрителями посредством русской литературы и музыки. Мы с ней просто плавно сменяли друг друга в исполнении известных и любимых русских произведений.

Зато в композиции «Парадоксы любви», где я рассказывала о любовных историях, которые в принципе не могли, не должны были случиться в жизни этих людей по самым разным причинам: в силу разницы в возрасте, темпераменте, социальном положении и пр., но Судьба дала им шанс на встречу, Анна, исполняя так называемые «парные романсы» («Не уходи» — «Уйди, совсем уйди» или «Отцвели хризантемы» — «Расцветут хризантемы опять»), создавала своей манерой дополнительный накал страстей. Потому что было понятно, что петь такие произведения и оставаться при этом равнодушной никак нельзя.

В композиции «О.Т.М.А.», посвященной дочерями последнего русского императора Анна приняла участие и как «вокальный режиссер». Она пригласила к участию свою ученицу Екатерину Акимову и сына Ивана, учащегося музыкальной академии им Свешникова. Их полудетские дуэты внесли незабываемую грань в повествование о юных российских принцессах, так рано и трагически погибших.

Из официальных сведений.

  • Лауреат Всероссийского конкурса им. Н.Ковалевой.
  • Лауреат Всероссийского конкурса-фестиваля «Романса голос осенний».
  • Лауреат Всероссийского конкурса «Хризантемы».
  • Закончила МГИМ им. А. Шнитке и РАМ им. Гнесиных.
  • С 1995г. по 2005г. солистка ансамбля «Россияночка» под руководством Заслуженной артистки России Риммы Масленниковой.
  • С 1997г. по 2002г. как посол Миротворческой миссии не раз в составе концертных бригад отправлялась в «горячие точки» нашей Родины (Таджикистан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия).
  • С 2003г. и по настоящее время — директор «Школы вокального мастерства Анны Лебедевой».
  • Почетный член жюри конкурса военно-патриотической песни «Эта песня, дружище, твоя и моя» в городе Воинской славы Ржев.

 

АЛЕКСЕЙ ТКАЧЕВ

Алексей Ткачев

Как-то раз после нашего выступления с Дашей Алексеевской в Славянском фонде подошел приятный человек, выразил искреннее удовольствие от композиции «Благая весть» и, представившись, сказал, что он певец с обширным репертуаром баритонального баса и готов к сотрудничеству.

Через некоторое время Даша пригласила Алексея в композицию «Братство кольца». Сказать, что у этого певца прекрасные вокальные данные – значит ничего не сказать. Потому что эти данные дополнены артистизмом и великолепным мужским шармом, ему подвластны тончайшие любовные переживания классических романсов, удаль и тоска русских народных песен, благочинность и красота церковных песнопений.

Алексей смело предлагает неординарные, неожиданные произведения для композиций гостиной, отстаивая и доказывая мне свою правоту. К моему быстрому изумлению – то, что еще некоторое время назад я принимала в штыки, кажется мне теперь единственно правильным решением. Мало того, во время исполнения композиции со мной соглашаются и зрители, выражая благодарность за подобранный репертуар, еще более удачно оттеняющий тематический рассказ. Так было во время подготовки новой редакции композиции «Лики Прекрасной Дамы», которая с каждым иным исполнителем приобретает иное лицо и звучание.

Но при этом Алексей не тиранствует, не грубо диктует свои условия, а взволнованно доказывает, почему переслушав и отобрав множество романсов, он остановился именно на этом. Его горячность подкупает, с ним можно спорить и не соглашаться лишь вначале работы, а потом с удовольствием следовать по подготовленной дороге. Особенно ему удаются дуэты – любовные, иронические, юмористические, драматические.

Из официальных сведений.

  • Лауреат Всероссийского конкурса военной песни (Сочи, 2000г).
  • Родился в г. Истра Московской обл.
  • В 1977 г. закончил Воронежское государственное музыкальное училище.
  • В 80-е годы – артист Воронежского Государственного академического русского народного хора.
  • В 90-е годы — солист Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова, артист Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.
  • Далее — солист ансамбля «Донская застава» Западного пограничного округа г. Воронежа.
  • С 2000 по 2009 годы – солист Государственной Воронежской филармонии.
  • С 2009 года — певчий мужского камерного хора «Благозвонница» Заиконоспасского монастыря.
  • Последние 20 лет активно занимается концертной деятельностью.

Кредо Алексея Ткачева – русские романсы в сольном и дуэтном исполнении. Подготовлен ряд ярких дуэтных программ редко исполняемых произведений А. Даргомыжского, А. Дюбюка и др. с певицами Дарьей Алексеевской и Ариной Сагитовой.

 

ЛЮДМИЛА ГРИБОВА

С композитором и поэтессой, певицей и актрисой Людмилой Грибовой мы познакомились еще в прошлом веке. При подготовке одного из музейных праздников в честь дня рождения Льва Толстого. Ее разносторонние таланты много лет развивались и совершенствовались и в результате она основала «Театр Трех Муз», отдав предпочтение музыке, слову и живописи. Некоторые премьеры ее театра проходили в залах музея Л.Н.Толстого и я, как правило, делала вступительное слово перед той или иной программой театра. Затем Людмила предложила составить композицию, посвященную Льву Николаевичу на любую привлекательную для меня тему. Так появился первый вариант «Потребности счастья или Молодости Льва Толстого». На премьере в «Театре Трех Муз» он был украшен авторскими романсами Людмилы на предложенные темы – «идеальная любовь», «неопределенное чувство любви», «любовные грезы» и пр. Людмила мастерски справилась с этой затеей, сочинив, как поэт и композитор, более десятка разноплановых произведений. И в течение ряда лет, выступая на различных московских площадках, всегда приглашала меня в качестве Ведущей этой композиции.

Прошло время, и, создав свою литературно-музыкальную гостиную «Очарование», уже я пригласила Людмилу для участия в складывающемся репертуаре. С ней мы заново переделали «Дам и фефел», программы про цветы и поэзию Серебряного века. Людмила, как и Даша Алексеевская тяготеют к драматизации и театрализации в композициях, даже во время исполнения музыкальных номеров и это придавало программам вид законченного театрального действа. Хочется отметить и оригинальность театральных костюмов Людмилы. Почти во всех своих спектаклях она выступала в платьях с кринолинами, таким изящным образом связывая поэзию минувших веков с современностью авторских романсов.

Не могу сказать, что в последнее время наши творческие пути окончательно разошлись, но у каждой из нас был повод взять паузу и продолжить свое творчество по отдельности.

Из официальных сведений.

  • Художественный руководитель «Театра Трёх Муз», поэт, композитор.
  • Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов авторской песни.
  • Член профессионального комитета московских драматургов.
  • Артистка Московской Филармонии, отдела «Музыкальная юность».
  • Кандидат социологических наук.
  • Доцент.

Окончила музыкальную школу им. Стасова по классу фортепиано, затем поступила в МГИК на дирижерско-хоровое отделение, одновременно занимаясь на курсах художественного слова. Освоила семиструнную гитару, и ее стихи начинают звучать в мелодиях. Так появилась авторская песня.

Авторская песня Людмилы Грибовой по жанру, ближе всего к романсам и народной песне, а творческий путь вобрал в себя самые различные виды ее деятельности: медицинское и психолого-педагогическое образование, конкурсы художественного слова, аспирантуру и защиту диссертации, преподавательскую деятельность, научную работу и авторские концерты.

«Театр Трех Муз» появился в 2004 году. Он – авторский и камерный. В его репертуаре более тридцати музыкально-литературных композиций и спектаклей, отражающих творческую атмосферу, имена и события Золотого и Серебряного века русской культуры.

 

ОЛЬГА КУЗЬМИЧЕВА

olga_kuzmicheva

Еще один «человек-оркестр» появился в моем окружении сравнительно недавно. Участвуя в презентации книг Светланы Комраковой, я познакомилась с одним из авторов музыки на ее стихи. А вскоре во многом попала под обаяние Ольги Кузьмичевой – невероятно талантливого, светлого, открытого людям человека. Конечно, главная ее стихия – это композиторство. Аранжировки Ольги не просто высокопрофессиональны. Они раздольны, трепетны, создают самые разнообразные музыкальные образы. Каждый раз только ахаешь от восторга и удовольствия, услышав Олины сочинения. Ольга пишет песни и романсы на стихи поэтов Серебряного века (Цветаева, Ахматова, Блок) и на стихи современных авторов (Л. Колодяжная, С. Комракова, Е. Тамбовцева). И каждый раз ее сочинение, ее детище совершенно точно попадает в ритм и пластику поэта. Ольга выступает и как поэт, у нее уже есть несколько альбомов, сочиненных на собственные стихи. Да и вообще, как она умудряется все успевать – остается загадкой. Многочисленные выступления на престижных площадках Москвы, бесконечные выезды и гастроли (большей частью – безвозмездно в Подмосковье, которое Оля трепетно любит), а еще семья, домашние обязанности и, разумеется, сочинения, сочинения, сочинения…

У нас с Ольгой Кузьмичевой пока что случилась только одна большая совместная работа, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой – «Кабы нас с тобой да Судьба свела», хотя мы не раз совпадали с ней на концертах и выступлениях наших подруг. Но у нас еще многое впереди и я с радостью откликаюсь, когда Ольга Кузьмичева приглашает меня почитать нашу общую любимицу — Марину Цветаеву — на ее сольных концертах.

Из официальных сведений.

  • Член Союза композиторов России, член Союза журналистов Подмосковья.
  • Лауреат Всероссийских конкурсов.
  • С отличием окончила Московскую консерваторию им. П. Чайковского по специальности дирижер хора.

Много лет работала с детьми и взрослыми: детская хоровая студия «Юные ленинцы», МГЗПИ, УВК «Надежда», музыкальная и общеобразовательные школы г. Москвы. Летом частенько была художественным руководителем в детском оздоровительном лагере «Березки» от МВД СССР.

  • Первые песни появились осенью 2000-го года.
  • В марте 2001 записала первый альбом «Подруги мои» на свои слова.
  • Первый концерт состоялся 1 февраля 2002 года в музее А.Скрябина в г. Москве.
  • На данный момент – автор 550 романсов и песен, записано 22 авторских альбома.

Выступает на площадках Дома Ученых, Культурного центра «Русское Зарубежье», ЦДРИ, ЦДЛ, Московского дома национальностей, Федерации Мира и Согласия. В музеях – А. Скрябина, В. Маяковского, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, литературы Серебряного века, Мебели; в ряде библиотек — Н. Некрасова, И. Тургенева, Ф. Тютчева; в парках Таганский и Сокольники.

 

АКТЕРЫ гостиной «Очарование»

 

АЛЕКСЕЙ ГОЛОВИН

aleksey_golovin

Государственный музей Л.Н. Толстого подарил мне и встречи с прекрасными драматическими артистами, которые на раз являлись украшением композиций гостиной «Очарование».

11 лет назад, в связи со 120-летием жизни «толстовского дома» в Хамовниках был составлен сценарий по переписке Л.Н. и С.А. Толстых — «Дом выходит очень хорош…». Для исполнения его потребовались хорошие чтецы, которые смогли бы взять на себя смелость говорить от лица писателя и его жены. Конечно, это должны быть профессионалы и в актерской, и в декламационной работе. Мне предложили встретиться со старейшим актером, который долгие годы успешно работал во МХАТе, Москонцерте и на советском радио.

Придя к нему в гости, я все время мучительно вспоминала – на кого он похож, а точнее, кого напоминает мне его голос. И вдруг, посреди разговора совсем по-детски выпалила: «Простите, Алексей Аркадьевич, а «текст читал Алексей Головин» — это Вы?». Он рассмеялся и сказал: «А я все думаю, узнает меня барышня или нет. Вы так активно меня вспоминали, что было забавно и приятно чувствовать себя этаким «мистером Икс».

Оказывается, все мое детство прошло под звуки его чарующего голоса, с бархатистыми обертонами и совершенно неповторимой интонацией. Алексей Головин много лет озвучивал литературно-поэтические и научно-популярные передачи на радио, а мы с бабушкой были большими поклонницами этих жанров в ущерб немногочисленным тогда телевизионным.

Алексей Аркадьевич блестяще справился с программой про хамовнический дом, и вскоре я пригласила его в одну из первых своих композиций – «Дамы и фефелы или Жития лесковских героинь». Надо было слышать, как в самом начале, произнося монолог от лица писателя, Головин произносил его имя – «Николай Семеныч Лесков» — так, как это уже не умеют говорить современные актеры, от его голоса пахло 19 веком…

Минувший век притягивает нас —

Сегодняшнего давнее начало.

Его высокий отблеск не угас,

И музыка его не отзвучала.

Да, музыка голоса Алексея Головина не отзвучала и в начале 21 века. Он как никто другой мог произносить старинные тексты так спокойно, величаво, искренне и доступно, что верилось во все коллизии, случившиеся с героинями произведений Лескова и женщинами из его окружения.

«Смерти не будешь страшиться! И будешь нужна! Многим!» — казалось бы, такое завершение композиции получалось слегка пафосным и велеречивым, но в его исполнении все вставало на свои места — необходимость в жизни простого человеческого добра и счастья — вот что несли эти слова голосом Алексея Аркадьевича.

В композиции «Потребность счастья» ему опять пришлось взять на себя роль Льва Николаевича Толстого. На сей раз образ писателя был совершенно иным – молодой, сомневающийся в себе, почти 20 лет ищущий семейное счастье, человек. Но прежде чем Лев Николаевич обрел семью, он прошел через многие испытания и искушения, через увлечения и ошибки мечты и иллюзии…

И вот в исполнении Алексея Головина Толстой становился то дерзким, то робким, то усталым от неудач, то горящим любовью и страстью… Но каждый раз настоящий в своих чувствах и переживаниях, каждый раз как бы заново переписывающим страницу своей любовной хроники.

На актере лежала большая смысловая нагрузка, ответственность практически за всю композицию. Ведь зритель должен был поверить именно такому Толстому, которого ему показывал Алексей Головин. Но каждый раз Алексей Аркадьевич блестяще справлялся с ролью.

Мы планировали сделать еще не одну совместную работу, но возрастные недомогания не позволили Алексею Головину продолжить работу в гостиной «Очарование». Я не могу назвать себя ученицей Алексея Аркадьевича, но его советы и деловые замечания весьма помогали мне в работе. Из музейного экскурсовода и лектора я под его чутким приглядом постепенно постигала азы актерской или, скорее, декламаторской формы произношения монологов и отрывков, рассказов и повествований.

Из официальных сведений.

  • После окончания Школы-студии МХАТ (1951 г.) играл в Московском драматическом театре имени Станиславского.
  • С 1955 по 1959 год — актер МХАТа. Затем работал в Москонцерте и на Всесоюзном радио. Заслуженный артист РСФСР. Автор пьесы «Танголита».
  • В 1951 году едва не удостоился Сталинской премии СССР за роль Сталина в спектакле «Юность вождя»…

Из книги Ю. Папорова «Петр Глебов»: «В самом начале нового сезона театр, а точнее персонально М. Яншин, получил по разверстке Министерства культуры СССР, пьесу в 4-х действиях и 12 картинах «Юность вождя». Автором ее был Г.Д. Нахуцришвили. Яншин совершенно сознательно устроил коллективную читку пьесы. Когда она закончилась, все принимавшие в ней участие актеры, не открывая ртов, сидели тише воды, ниже травы, уставившись себе в колени. Драматургия пьесы не выдерживала никакой критики. Однако главный режиссер не мог отказаться от постановки. И Яншин, засучив рукава, взялся за работу.

Исполнить роль Иосифа Джугашвили он поручил Алексею Головину, практически только что пришедшему в театр…

Яншин постарался и сделал из дешевой, безобразной культовой пьесы достойный, довольно интересный спектакль. Актеры с улыбкой поздравляли Головина, которому по распоряжению Московского управления культуры, было запрещено кланяться в финале перед безудержно аплодирующей публикой. Сам Сталин не мог посмотреть спектакль из-за отсутствия отдельной ложи, а потому послал в театр Клима Ворошилова. Ему постановка очень понравилась. Естественно, Ворошилов рассказал своему другу об этом, но никаких указаний не последовало. Это подвигнуло М. Яншина организовать выдвижение спектакля «Юность вождя» на соискание Сталинской премии.

Обычно столь вожделенные Сталинские премии присуждались в марте. И вот список кандидатов лег на стол перед вождем. Палец Сталина пошел сверху вниз и уперся в строчку «Драматический театр им. К.С. Станиславского» — спектакль «Юность вождя». Сталин взял со стола красный карандаш и вычеркнул эту строчку. В тот же день в Ленинград, где на гастролях находился в то время театр, ушел приказ Минкульта: «Закрыть к исполнению спектакль «Юность вождя» и снять с репертуара».

 

АНДРЕЙ ДАНИЛЮК

Чуть позднее встречи с Алексеем Аркадьевичем Головиным произошло знакомство с актером театра Российской Армии Андреем Викторовичем Данилюком. И опять нас свел Лев Николаевич Толстой. В очередной праздник, посвященный дню рождении писателя, было решено напомнить о его доблести в севастопольскую кампанию и рассказать о спектакле «Севастопольский марш», который был поставлен в театре Российской Армии к годовщине обороны этого города. Одну из ролей в спектакле исполнил Андрей Данилюк, который и принял участие в музейном вечере.

Очень органично Андрей читал отрывки из «Севастопольских рассказов», и я поняла, что декламация, художественное слово ему так же близки, как и актерские импровизации. Мы подружились семьями, и когда у нас с Юлией Тагали появился проект об Айседоре Дункан, пригласили Андрея принять в нем участие.

Непривычная сценография – несколько разноплановых ролей в одном представлении, участие в пластическом танце, отражающем любовь-страсть Айседоры и Гордона Крэга, возможность импровизации – Андрею понравилась эта работа, и он с высоким профессионализмом ее выполнил. А у нас была блестящая премьера. И пусть не обижаются на меня другие актеры, позднее принимавшие участие в этом спектакле – работа с Андреем Данилюком была самой лучшей. Потому что он был не только актер мхатовской выучки, не только артист, много проработавший голосом на озвучивании зарубежных фильмов и аудиокниг. Он был прекрасным партнером, чутко улавливающим и подхватывающим наши с Юлией импровизационные мизансцены. Он многому научил меня: дыханию, постановке голоса, продолжив мое «актерское образование», щедро делясь секретами мастерства.

Как жаль, что в творческом плане нас связала только одна совместная работа. Какое-то ужасное совпадение: два лучших актера, принимавшиеся участие в проектах гостиной «Очарование», оказались невольно объединены именем Сталина. Я уже рассказала историю Алексея Головина о неполученной им премии за роль вождя, а Андрей Данилюк неожиданно ушел из жизни 5 марта 2013 года (в день смерти Сталина), 40 дней не дожив до своего 55-летия.

Из официальных сведений.

  • Заслуженный артист России (2005г.).
  •  В 1975 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс В.И. Монюкова.
  • По окончании был призван на срочную службу в команду артистов-военнослужащих Театра Советской (ныне Российской) Армии.
  • Через два года вошел в труппу театра, где проработал 32 года до своей кончины.
  • Играл на сцене театра «Вернисаж».
  • Мастер дубляжа и озвучания зарубежных фильмов. Озвучивал аудиокниги («Тайный город», «Войны начинают неудачники» и др.), компьютерные игры.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

 

ЮРИЙ ГОЛЫШЕВ

Когда вновь возникла необходимость показа композиции «Дамы и фефелы» (2 сезон), по предложению Дарьи Алексеевской я обратилась к актеру театра им. М. Ермоловой Юрию Голышеву. Точнее, позвонила ему домой и узнала, что артист находится на Сахалине, в связи с юбилеем А.П. Чехова, творчество которого он трепетно любит. Но меня заверили, что сразу же по возвращении он обязательно позвонит и выскажет свое решение по поводу участия в композиции гостиной «Очарование». И действительно, больше не пришлось ни волноваться, ни напоминать о себе. В назначенный день раздался звонок, и Юрий Иванович сообщил, что ему интересно наше предложение.

На первой же репетиции он удивительно точно попал в интонационное пространство Н.С. Лескова. Ему удавались и драматические отрывки (Марфа Плодомасова) и ирония писателя по поводу некоторых героинь (маркиза де Бараль), и романтические строки о жене (Екатерина Савицкая). К тому Юрий Иванович тут же показал не просто хорошую декламацию предложенного ему текста, но и театрализованную связку всех элементов композиции – истории из жизни лесковских героинь, художественное исполнение отрывков из произведений писателя, исполнение русских народных песен и романсов. У нас получалась уже несколько иная композиция, чем прежде с А.А. Головиным, но дух Лескова, его меткое слово и невероятно сочные эпитеты и определения еще ярче заиграли под рукой умелого мастера. Можно сказать, что в какой-то степени Юрий Иванович срежиссировал композицию заново. Оказалось, что такая легкость нашего совместного общения исходила из того, что Юрий Иванович уже сталкивался с творчеством Н.С. Лескова, играл в спектакле по его повести «Железная воля», любил и понимал язык писателя. Как жаль, что повтора «Дам и фефел» больше пока не случилось. Впрочем, как и других совместных работ.

Из официальных сведений.

  • Заслуженный артист России.
  •  Мастер художественного слова.
  • Актер театра им. М.Ермоловой.
  • Артист Московской государственной академической филармонии.
  • Лауреат Всероссийских конкурсов артистов-чтецов (Пушкинского, Гоголевского, юбилея Великой Победы).
  • Окончил ГИТИС и в 1968 году был принят в труппу театра им. М.Н.Ермоловой, а также в литературно-чтецкий отдел Московской филармонии.
  • Является руководителем телевизионных проектов «Воспитание чувств» и «Чтение вслух». Автор пьес «Леонардо да Винчи ХХ века» и «Никколо Макиавелли», киносценария «Райские яблоки».
  • Юрий Голышев весьма занятый и востребованный актер на подмостках «Чеховской студии», театра, созданного в музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово». Недавно там прошла премьера — спектакль «Добрый вечер, папа!». Он был поставлен специально для Юрия Голышева. Это стало прекрасным подарком к 70-летнему юбилею артиста.

 

ВАСИЛИЙ КУПРИЯНОВ

Василий Куприянов

Поступив на работу в Государственный литературный музей и знакомясь с его многочисленными филиалами, я попала на несколько великолепных представлений «Усадебного театра», который располагался в музее-квартире А.Н. Толстого на Спиридоновке. Впрочем, не совсем верно – не просто располагался, а являлся детищем заведующей этим музеем Инны Андреевой. Сейчас из этого детища вырос многоцелевой проект «Театр в музее», который выпускает по нескольку театрально-музейных премьер в год, в котором участвуют многие замечательные актеры, музыканты, певцы.

Но 7 лет назад главным премьером «Усадебного театра» был артист Василий Куприянов, к которому я и обратилась с предложением принять участие в композиции «Четыре музы Федора Тютчева». Василий Ильич прекрасный, колоритный и харизматичный актер, но главное – он оказался изумительным чтецом тютчевской поэзии, украсив ею мой рассказ о женах и возлюбленных поэта, и нисколько не диссонировал с современными авторскими романсами Людмилы Грибовой.

Позже я узнала, что Василий Куприянов подготовил не одну поэтическую концертную программу, не раз принимал участие в озвучивании аудиокниг. Он читал Пушкина и Фета, Бунина и Диккенса, Ключевского, Кассиля, Искандера, Полякова. Поэтому совершенно естественным было его появление еще в нескольких композициях гостиной.

Но особые слова благодарности мне хочется сказать Василию Ильичу за его уникальное «чувство локтя», готовность придти на помощь по первому зову. Куприянов практически «с листа» блестяще справился со сложной стихотворной «партитурой», когда заболел уже репетировавший актер и он просто спас композицию «Все начиналось с поцелуя», получив текст за несколько часов до премьеры.

Из официальных сведений.

  • Заслуженный артист России.
  • Актер московского театра «Сфера».
  •  Закончил Школу-студию им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР.
  • Преподает актёрское мастерство в Международном Славянском Университете им. Г.Р. Державина.
  • Был актёром в Новом драматическом театре (Москва), Академическом театре Российской армии.
  • Принимал участие в дубляже и озвучивании зарубежных фильмов.
  • В кино снимается с 1975 года. Фильмы: «Азазель», «Пограничный пес Алый», «Принцесса на горошине», «Русь изначальная», «Человек с бульвара Капуцинов» и др.

 

МИХАИЛ ШАПОШНИКОВ

А сейчас я хочу рассказать о человеке, который во многом поддержал становление гостиной «Очарование» и не раз принимал участие в ее композициях (порой в весьма экстравагантных ролях). Михаил Борисович Шапошников заведует музеем литературы Серебряного века с первого дня его основания.

Мемориальная обстановка, оригинальная экспозиция, уникальные материалы – можно еще долго приводить лестные эпитеты дому, в котором жил Валерий Брюсов. Но главное его достоинство – это доброжелательное отношение к литературно-музыкальным и, главное, поэтическим проектам, которые находят для себя уютную и гостеприимную нишу в стенах этого музея. Не исключением оказалась и гостиная «Очарование», всегда получавшая благосклонную поддержку коллектива и его заведующего. Думаю, что прошедшие уже пять ее сезонов это на 50% заслуга Михаила Шапошникова.

Обаятельный и артистичный, сам пишущий лирические и иронические стихи, Михаил читал поэзию Серебряного века в композициях «Лики Прекрасной Дамы», «Великие подруги», «За струнной изгородью лиры». А в программе «В тебе все музыка, движенье…» не только блестяще читал стихи, не только составил необыкновенный дуэт с танцовщицей Ю. Тагали в блоковской «Незнакомке», но и исполнил роли античных героев – Зевса и Перикла.

Из официальных сведений.

  • Заведующий музеем литературы Серебряного века Государственного литературного музея.
  • Выпускник РГГУ.
  • Потомок московского рода купцов Шапошниковых, правнук друга М. Булгакова Б.В. Шапошникова, искусствоведа, научного сотрудника ГАХН.
  • Член Попечительского совета музея М.А. Булгакова.
  • Заместитель председателя правления Благотворительного Фонда Усадьба «Дом Боткиных»

 

Операторы гостиной «Очарование»

 

ВЛАДИМИР СПЕКТОР

vladimir_spector

На одной из композиций первого сезона гостиной побывал заведующий Домом-музеем К.И. Чуковского из Переделкино Сергей Агапов. Неловко приводить здесь все лестные эпитеты, которые он мне высказал после вечера, но был и негатив – Сергей был огорчен, что отсутствует видеозапись или, хотя бы, фото фиксация таких, как он сказал ярких музейных композиций по Серебряному веку. «Давай-ка я пришлю тебе Спектора в следующий раз. Ты только напомни нам день вашего выступления» — сказал он на прощанье. И на одной из следующих композиций мы получили прекрасного и высокопрофессионального специалиста – Владимира Эдуардовича Спектора, который сделал ряд записей наших выступлений. Как оператор Володя никогда ничего не диктовал и не требовал – здесь встаньте, туда пройдите, иначе мне неудобно снимать. Иногда он вообще ставил камеру в самом конце нашего не очень-то простого театрального зала в музее литературы Серебряного века, в котором элементы модерна подчас входят в противоречие со всеми законами видеозаписи. Но получалось отлично – выразительно и необыкновенно. Профессиональная съемка – и этим все сказано. К сожалению, пока подготовлен тираж только одной композиции гостиной «Очарование» — «Все начиналось с поцелуя» (слишком много у нас всех другой музейной работы). Но будем надеяться, что это только первая ласточка в большой и разноцветной стае наших программ, прекрасно снятых и профессионально отредактированных Владимиром Спектором.

Из официальных сведений.

  • Научный сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского (журналист-архивист хроники Переделкино).
  • Официальный видео оператор Всероссийского фестиваля детской книги им. К. Чуковского.
  • Член жюри Литературной премии им. К. Чуковского.
  • Детский писатель и поэт.
  • Видеоинженер.

 

ТАТЬЯНА КНЯЗЕВА

tany_knyzeva

Одновременно с Володей Спектором на вечерах гостиной появилась и его помощница Танечка Князева – улыбчивая, доброжелательная, спокойная и профессиональная мастерица видеозаписи. Вскоре у нее появилось даже свое собственное место в зале – слева, у окна — которое никому не разрешается занимать. Таня вставала так удачно, что никогда не мешала никаким нашим исполнительским выходам, зато на пленке всегда создавалась качественная и весьма удачная запись композиции. Надо признать, что во многом наши работы статичны: авторский рассказ хотя и бывает выразительным, но действий в это время производится немного. То же можно сказать и про музыкальное исполнение. Татьяне же всегда удается уловить все моменты наших перемещений по сцене, успеть дать крупным планом особо выразительные места, в общем, сделать нас кино красавицами или кино красавцами. А если композиция представляет собой достаточно театрального действия – «Звезда Рождества», «Гусар! Питомец славы!» или «ШАЛЬные истории» — то под ее легкой и умелой рукой и вовсе создается впечатление настоящего спектакля.

Из официальных сведений.

  • Научный сотрудник Дома-музея К.И. Чуковского (Переделкино).
  • По образованию – журналист, закончила Российский государственный университет печати.
  • Работала в «Российской газете» и «Книжной газете».
  • По вдохновению – поэт (стихи публиковались в периодической печати и поэтических сборниках).
  • Специальность видеоинженера приобретала самостоятельно под руководством В.Э. Спектора.

 

ИННА ЛИТВИНА

inna_litvina

 

Работа в Доме Марины Цветаевой познакомила меня еще в 1995 году с Инной Литвиной, человеком, казалось бы, далеким от музейной профессии. Но, так же как и я, в юности полюбив творчество поэта, она много лет шла (впрочем, и сейчас продолжает идти) по своей дороге любви к Марине Ивановне Цветаевой. Инна – инженер-картограф, но все свои свободные от работы и семьи дни или часы готова посвятить мероприятиям, посвященным ее имени. Она частый гость вечеров, вернисажей и концертов в Доме-музее М. Цветаевой, завсегдатай «цветаевских костров» в Тарусе, неоднократный участник цветаевских праздников в Болшево. Такое постоянство не может не вызывать уважения, верность кому-то или чему-то, мне кажется, у Инны в крови.

И тем приятнее, что после некоторых лет нашей разлуки, она стала практически постоянным посетителем гостиной «Очарование». Иннуся очень трепетный и благодарный зритель. По ее виду, как по лакмусовой бумажке, сразу становится видно – удалась или нет композиция, затронула ли она сердца и души людей. Уже за одно это качество можно быть ей премного благодарной. Но она еще добровольно взяла на себя обязанности запечатлевать наши композиции на фото и видеокамеру. Ею снято несколько видеороликов и не счесть сколько сделано фотографий. Многое из того, что представлено на этом сайте – работа нашего оператора Инны Викторовны Литвиной.

Из официальных сведений.

  • Окончила МИИГАиК (Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии).
  • Работала в Московском Аэрогеодезическом предприятии, затем в Мособлгеотресте.
  • Сейчас — ведущий инженер фирмы ООО НТЦ «Конструктор». Это – один из золотых партнёров Автодеск — разработчиков Автокада и других программных продуктов для картографов, проектировщиков, архитекторов и т.д. Работает в области создания ГИС – географических информационных систем.
  • Профессионально владеет методом цифровой фотосъемки. Сделано много фоторабот по цветаевским мероприятиям в Москве, Подмосковье, Тарусе.

 

Обо мне

В августе 2013 года исполнилось — как в сказке — 30 лет и 3 года, как я работаю в Музее. Именно так, с большой буквы, потому что музеев в моей […]

Read More
Авторские экскурсии

Литературные путешествия…    

Read More
Литературная гостиная

За восемь сезонов существования гостиной «Очарование» нам не раз задавали вопрос — почему мы так называемся? Если ответить коротко — то оно просто понравилось всем участникам программ. Если ответить более […]

Read More
Композиции

«БЛАГАЯ ВЕСТЬ» День Благовещения – один из Великих двунадесятых праздников Православной церкви. Даже в сугубо покаянные дни Великого поста он не отменяется, потому что это не только третья встреча весны […]

Read More
Как все начиналось

В начале 21 века, а именно в 2002 году в Государственный музей Л.Н. Толстого, в котором я тогда работала, пришла певица, заслуженная артистка России Галина Улетова. В то время я […]

Read More