Tel: +7 (916) 546-86-72
Email: mail@dinafedina.ru
«Последние принцессы. Две дочери Александра III.»«Сокровище императора»: Мария, единственная дочь Александра IIКомпозиции

«Последние принцессы. Две дочери Александра III.»

Завершение XI сезона. Литературная гостиная «Очарование»

Подробнее

«Сокровище императора»: Мария, единственная дочь Александра II

ХI сезон. Литературная Гостиная «Очарование»

Подробнее

Композиции

Подробнее

Композиции

«БЛАГАЯ ВЕСТЬ»

леонардо да винчи благовещение

Леонардо да Винчи «Благовещение» 1497г.

День Благовещения – один из Великих двунадесятых праздников Православной церкви. Даже в сугубо покаянные дни Великого поста он не отменяется, потому что это не только третья встреча весны (7 апреля), но и радостная весть для всех, что Спаситель идет к людям. Благовещение – самый большой праздник у Бога.

Спокойствует она, не уповая, на жребий, что ее в грядущем ждет;

Она сидит безмолвно у ворот; смиренье – красота ее живая.

Смотри! Приходит юноша, и вайя в его руке чудесная, и вот

Мария удивленно привстает, блаженный трепет преодолевая.

Торжественны слова гонца и жест: «Мария, стань превыше всех невест,

Ответствуя Всеблагостному зову».

Она же, руку к сердцу приложив и усмиряя внутренний порыв,

Речёт: «По твоему да будет слову!»

Мария приняла эту благословенную весть и готовилась к святому материнскому подвигу. Таким образом, ее смирение уравновешивало непослушание Евы и давало человечеству второй шанс на спасение.

А еще этот день считался благословением на всякое доброе дело. И особенно важным на Благовещение являлся обычай давать волю птицам, в знак того, что все живое радуется освобождению от греха.

В композиции звучат редчайшие белые стихи Ф. Петрарки в переводе В. Соловьева; произведения В. Шекспира и А. Шлегеля, А. Пушкина и А.А. Фета; слова молитв, кондаков и тропарей; церковные песнопения и народные песни; старинные и современные романсы.

 

«БРАТСТВО КОЛЬЦА»

братство кольца

Среди всех ювелирных изделий — браслетов, серег, брошей, эгретов, колье и подвесок — безграничным ореолом легенд, примет, мистических гипотез и тайн окружен только один предмет – кольцо.

Раскрыв ладонь, плечо склонила. Я не видал еще лица,

Но я уж знал, какая сила в чертах Венерина кольца…

И раздвоенье линий воли сказало мне, что ты, как я,

Что мы в кольце одной неволи, в двойном потоке бытия.

Почитание предметов кольцеобразной формы уходит корнями в глубочайшую старину. Кольцо всегда было связано с важными для человечества вещами: Любовью, Властью, Богатством…

В народных сказках и фольклорных произведениях — кольцо, колечко — было знаком особым, колдовским, как притягивающим прекрасные чары Любви и Супружества, так и разрушающие людские Судьбы. О них мечтали и их страшились. Причем как представительницы прекрасного пола, так и добры молодцы.

И какие бы мифы не витали вокруг кольца, оно всегда будет таить в себе разные идеи – абсолютной власти и защищенности от агрессии и зла; пропуска в тайный мир закрытых сообществ и символа любви и нежности. Потому что оно символ бесконечности, как математическое кольцо Мебиуса. А человечество всегда стремилось и стремится к бесконечности. К вечной любви, к вечному процветанию, к вечной мудрости – к бессмертию.

В композиции помимо исторических и фантастических сведений о кольцах в истории человечества, звучат рассказы о кольцах принадлежавших русским писателям и поэтам – А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, С.А. Есенину, М.И. Цветаевой. Современные романсы, песни из кино и телефильмов, посвященные кольцам.

 

«ВЕЛИКИЕ ПОДРУГИ»

Серебряный век дал немало образцов высокого женского творчества, но эта композиция знакомит с примерами великого служения своим спутникам, своим возлюбленным, своим избранникам. Музы мудрости, верные подруги, надежные спутницы и любимые женщины в судьбах писателей и поэтов Серебряного века. Если бы такие яркие и очаровательные женщины не встречались на пути знаменитых и творческих мужчин, возможно, на свет не появились бы многие шедевры…

Не здесь ли ты легкою тенью, мой гений, мой ангел, мой друг,

Беседуешь тихо со мною и тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем, и сладкий врачуешь недуг,

И тихим даришь сновиденьем, мой гений, мой ангел, мой друг…

Есть на Руси и прекрасный женский праздник — день поминовения Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Маленькие девочки в далекие времена Римской империи стяжали венец мученичества за свою стойкость и преданность христианству. А их мать сумела благословить каждое свое дитя на этот подвиг во имя веры, она с любовью молилась Господу, и на третий день умерла на могиле дочерей с надеждой на светлое будущее. Из далеких библейских времен протянулась к нам ниточка этой удивительной истории. В ней есть все приметы, составляющие нашу культуру: мудрость русского гения, вера русского искусства, надежда русской литературы, любовь русского романса.

Софии честные священнейшие ветви: Надежда, Вера и Любовь –

Венцом нетленным под языческою плетью нас вдохновляют вновь и вновь.

Они хрупки, их силы тают, отдали миру плоть и кровь.

Но сквозь столетья нам сияют — Надежда, Вера и Любовь!

В композиции звучат истории из жизни Софьи Шамардиной и Софьи Толстой-Есениной, Веры Муромцевой-Буниной и Веры Зайцевой, Надежды Мандельштам и Надежды Забелы-Врубель, Любови Менделеевой-Блок и Любови Белозерской-Булгаковой дополненные романсами ХХ века.

 

«В ТЕБЕ ВСЕ МУЗЫКА, ДВИЖЕНЬЕ…»

Юлия Тагали танец с шалью

Танец — это искусство, восхищающее и приносящее радость всем без исключения: маленьким и взрослым, богатым и бедным, какой бы национальности мы ни были. Он — одно из очень немногих средств, помогающих людям понимать друг друга. Человек всегда стремился выразить свои ощущения и чувства: иногда для других, иногда – для самого себя, а иногда – для Бога. В композиции языком поэзии, легенд и пластического танца рассказаны истории из античных времен (Афродита, Таис Афинская, Аспазия, жена Перикла), знаменитых цыганок европейской литературы (Эсмеральда и Кармен), а также невероятно пластичных дам эпохи Модерна (поэтесса Анна Ахматова и танцовщица Айседора Дункан).

В вихре блаженном, сомненьем не скованы,

Кружимся мы за летящими звуками.

Души манящим огнем околдованы,

Нас вознося над страданьем и муками.

Все, что сказать мы подчас не решаемся,

В прикосновении взгляда мы чувствуем.

В танце от мира сего отрешаемся,

Словно при таинстве неком присутствуем.

Танцевально-поэтическая композиция «Незнакомка» на стихи А. Блока обрамлена рассказом о любовном треугольнике Блок – Ахматова — Гумилев.

В программе представлены импровизационные танцы Юлии Тагали, руководителя театра пластического танца «Музыка… Образ… Танец…».

 

«ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ПОЦЕЛУЯ»

В основу сценария этой композиции легла книга Юрия Безелянского «Тысяча и два поцелуя». Он считает, что поцелуй имеет огромные исторические и литературные корни.

Еще древнегреческий врач Гиппократ написал целый трактат о поцелуе, как о целебном средстве и сегодня медицинские исследования подтверждают, что те, кто часто целуется, реже страдают заболеваниями желудка, желчного пузыря, системы кровообращения, а, кроме того, лучше спят.

Древнегреческий философ Платон нарек поцелуй «обменом между двумя душами». А сколько можно найти разнообразных ситуационных поцелуев у русских классиков: «Метель» Пушкина, «Воскресение» Толстого, «Первая любовь» Тургенева, «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. В каждом произведении, как вы помните, описаны очень разные, хотя и любовные поцелуи.

В лоб целовать — заботу стереть. — В лоб целую.

В глаза целовать — бессонницу снять. — В глаза целую.

В губы целовать — водой напоить. — В губы целую.

В лоб целовать — память стереть. — В лоб целую.

Марина Цветаева

Поцелуи много раз становились объектом изображения для живописцев, скульпторов и фотографов. Они присутствуют в творчестве Антонио Кановы, Огюста Родена, Оноре Фрагонара, Густава Климта, Константина Коровина…

Если сложить все завтраки, обеды и ужины, которые съедает среднестатистический человек на протяжении своей жизни, то получается, что на это он тратит ровно 7 лет. Смеется среднестатистический человек 13 440 часов, плачет 1 200 часов. А сколько же он целуется? Увы, всего лишь 296 часов за всю жизнь! Поэтому, давайте дорожить каждой минутой, которую мы можем посвятить этому восхитительному занятию.

Лобзания, поцелуи, поцелуйчики звучат в старинных и современных романсах.

 

«ВЫ МНЕ ПИСАЛИ». Жестокий роман-с и письма о любви. 

вы мне писали

Письма о любви – это всегда исповедь, пророчество и заклинание, это излияние чувства единственному собеседнику. Эмоциональный, жестокий романс о любви – не меньшая исповедь и заклинание, и уж, конечно, это — всегда излияние чувства.

Каждое письмо известного влюбленного приоткрывает таинственную сторону души человека, образ которого давно известен в мире.

Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов…

В них есть запах, в них есть прелесть Увядающих цветов.

Я люблю узорный почерк – В нем есть шорох трав сухих.

Быстрых букв знакомый очерк Тихо шепчет грустный стих.

Мне так близко обаянье Их усталой красоты…

Это дерева Познанья Облетевшие листы.

В композиции представлены отдельные письма из переписок средневекового хрониста Гильома Фруассара — даме своего сердца Маргарите, знаменитой куртизанки Нинон де Ланкло – маркизу де Савиньи, поэта-мистика Иустина Кернера — возлюбленной своей юности Фредерике Эман, Беттины фон Арним – Иоганну Вольфгангу Гете, Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне, Александра Пушкина – жене Натали, поэтессы Черубины де Габриак – поэту Максимилиану Волошину, поэта Марины Цветаевой – поэту Евгению Ланну, Александры Федоровны — императору Николаю II, Надежды Хазиной – мужу Осипу Мандельштаму, Карла Маркса – Женни фон Вестфаллен, Ивана Тургенева – Полине Виардо.

вы мне писали финал

Давно забытые, под легким слоем пыли,

Послания заветные, вы вновь передо мной.

И в час душевных мук мгновенно воскресили

Все, что давным давно утрачено душой.

В композиции звучат жестокие романсы о любви XIX и ХХ веков.

 

«ГУСАР! ПИТОМЕЦ СЛАВЫ…». Памяти героев 1812 года.

гусары шампанское

Полковники, поручики, корнеты,

Краса и гордость армии страны,

Люблю смотреть на ваши я портреты,

Дошедшие из милой старины.

Какие замечательные лица!

Какие благородные черты!

Ну, как же женщинам в вас было не влюбиться,

В мундиры, полные изящной красоты?

гусары инсценировка

Появление гусаров в России и первые легендарные имена (Надежда Дурова, Денис Давыдов, Яков Кульнев). Русские гусары: писатель Александр Грибоедов и философ Петр Чаадаев, поэт Михаил Лермонтов и композитор Александр Алябьев, «бретер и кутила» Петр Каверин и герой анекдотов поручик Ржевский, великий князь Олег Романов и поэт Николай Гумилев. Гусары в русской литературе – «Выстрел» А. Пушкина, «Два гусара», «Война и мир» Л. Толстого. Стихи Д. Давыдова и современных поэтов. Песни и марши гусарских полков, песни из кинофильмов «Гусарская баллада», «Сватовство гусара», «О бедном гусаре замолчите слово», «Эскадрон гусар летучих».

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

В театрализованной сценке из романа «Война и мир» участвуют и зрители.

 

«ДАМЫ И ФЕФЕЛЫ или ЖИТИЯ ЛЕСКОВСКИХ ГЕРОИНЬ»

вы мне писали

Смыслом жизни многих героинь творчества писателя Николая Семеновича Лескова было: «Живое чувство не потерять! Душу не потерять! А душу сохранишь – в любой беде выстоишь! И будешь нужна! Многим!». В жизни ему тоже не раз доводилось встречаться с подобной житейской философией. Такими ему запомнились образы бабушки Акилины Васильевны Алферьевой, тетушки Натальи Петровны Страховой, супруги Екатерины Степановны Савицкой. Похожий характер получила в наследство и правнучка писателя балерина Татьяна Юрьевна Лескова, которая родилась в Париже, а основную творческую жизнь провела в Рио-да Жанейро.

Все живые соединения людей по Лескову таят в себе зерно превратности, неожиданности. А, уж, брак, семья…

До сих пор в русских деревнях женщина не говорит: «Я люблю его», а говорит: «Я его жалею». По Лескову даже и взаимная любовь – несчастье, и, обязательно испытание. Любовь – отчаяние, беда. Почти у всех его героинь. И у «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой, и у крестьянки Насти из «Жития одной бабы», и у цыганки Грушеньки из «Очарованного странника», и у героев «Некуда», «Островитян», «Тупейного художника».

дамы и фефелы николай лесков

А еще любовь – превратность, несообразность. Так на 48 году жизни прожженную петербургскую сводню-кружевницу — Домну Платоновну – настигает, казалось бы, ничем не подкрепленная и ничем не подготовленная страсть к ученику фортепьянного настройщика, коему всего 21 год. И в отчаянии она восклицает: «Без ума, без разума люблю я его, старая дура!»

Любить не приходится, потому что ничего толкового не будет. Счастье, если и окажется, то на миг, на час, на день – и только! Любить не приходится? Но ведь как еще любится, какой огонь подчас полыхает в душах лесковских героинь!

В композиции звучат старинные русские народные песни и плачи, духовный стих, отрывки из сказов и сказок, два задушевных романса «В лунном сиянье» и «Только раз бывают в жизни встречи», «Хуторок» на стихи А. Кольцова и др.

 

«ВЕЧЕР ЦАРИТ, ТИШИНА ЛИ НОЧНАЯ, УТРО ЛЬ ЗАРДЕЛОСЬ, ИЛЬ ДЕНЬ НАСТАЕТ»

Эта программа в стиле «домашних чтений» посвящена утру, дню, вечеру и ночи, словом разному времени суток, которое нашло отражение в русской литературе и русских романсах.

Вначале казалось, что это будет непросто – соединить почасовую, математически выверенную смену дня и ночи, и трепетное вневременное явление творчества. А впрочем, почему бы и нет?

Ведь калитку в заветный сад тайком отворяют вечером, а караван по пустыне идет жарким полднем. Луна ярко сияет ночью, а на заре так сладко спится…

Романтическое восприятие мира, поэтическое описание природы, любовное томление, страдания души, встречи и расставания случаются в самое разное время суток, и всегда найдется много таких примеров в прозе, поэзии и романсах…

О, Боже, как хорош прохладный вечер лета, Какая тишина! Всю ночь я просидеть готов бы до рассвета У этого окна.

Какой-то темный лик мелькает по аллее, И воздух недвижим, И кажется, что там еще, еще темнее За садом молодым.

Уж поздно… Все сильней цветов благоуханье, Сейчас взойдет луна… На небесах покой, и на земле молчанье, И всюду тишина.

Также широк диапазон романсов, посвященный тематике композиции. Это — и «Утро туманное», и «Сумерки», и «Ночь светла», и «Калитка», и «Белая ночь», и «На заре ты ее не буди» и многое другое…

 

«ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА»

Еще совсем недавно, каких-нибудь 150 — 170 лет тому назад, главным зимним праздником была не встреча Нового года, а именно Рождество Христово, которое по старому церковному календарю отмечалось как раз за несколько дней до 31 декабря. Поэтому елки, устанавливаемые в домах, а также праздники, устраиваемые для детей и взрослых, назывались – рождественскими. И было принято желать добра и благополучия не в новогоднюю, а именно в рождественскую ночь.

Но от этого праздник новогодней елки не становился менее любимым… Тем более, что сразу за Рождеством следовали Святки, которые всегда сопровождались веселыми маскарадами, катаньями на санях, колядками и гаданиями (особенно в последнюю ночь, накануне Крещения).

Фонари зажгутся. Гости соберутся. Три толпы сомкнутся в один ряд. Тёмен зал и душен. Вальсом вмиг закружит разноцветных кружев снегопад. Маски – словно братья. Зашуршали платья. И раскрыл объятья Маскарад.

И завершалась череда новогодних праздников веселым студенческим праздником – Татьяниным днем, который отмечается в Москве вот уже более 2 столетий.

Театрализованная композиция включает в себя не только известные стихотворения Жуковского, Вяземского, Пушкина, Некрасова, Фета, Мея, Пастернака, Бальмонта, Гумилева, но настоящие деревенские колядки и народные щедровки, элементы маскарада и крещенское гадание, новогодние и студенческие песенки, известные и любимые романсы.

 

«ЗАГАДКИ СУДЬБЫ АФАНАСИЯ ФЕТА»

Удивительной, психологической загадкой назвал жизнь Афанасия Фета автор одной дореволюционной статьи. Всю жизнь в одном жили два человека — Фет и Шеншин: — сын потомственного русского дворянина и безродный иностранец, кажется, немецкого происхождения; — студент Московского университета, интеллектуал и дремучий офицер кирасирского полка, расквартированного где-то в степной глуши;- рачительный помещик, строгий мировой посредник, камергер двора Его Императорского Величества и тонкий, лирический поэт!

Эти загадки постоянно удивляли его современников: Льва Толстого, например, или Якова Полонского: «Что ты за существо – не постигаю! Ну, скажи, ради Бога, откуда у тебя берутся такие стихотворения? Если ты мне этого не объяснишь – то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой человек с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он – молод! Ты все отрицаешь, а он – верит! Ты презираешь жизнь, а он – коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним только из ее воплощений, перед таким существом, от света которого мир тонет в голубоватой мгле!».

Целый мир от красоты. От велика и до мала,

И напрасно хочешь ты отыскать его начало.

Что такое день или век перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек – то, что вечно – человечно!

Театрализованная композиция в стиле «домашнего вечера», посвящена основным загадкам судьбы А. Фета – тайнам его рождения, любви и смерти. Звучит поэзия А.Фета и романсы на его стихи.

 

«И ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ, КАК МЕСЯЦ ЗОЛОТОЙ или ЗА СТРУННОЙ ИЗГОРОДЬЮ ЛИРЫ»

и век серебряный

Начало ХХ века пронеслось над Россией вихрем, яркой вспышкой, огненным всплеском. В воронке истории смешались революции и войны, новые открытия и технический прогресс. А рядом была культура: живопись и музыка, проза и поэзия. И она тоже кипела и переливалась новыми именами, новыми формами.

и век серебряныйЗа 20 лет в поэзии, например, сменились сотни названий течений и стилей: символисты, футуристы, акмеисты… Позднее эти годы метко и удачно окрестили – Серебряным веком русской литературы. Воистину как изящные серебряные вещицы и украшения, переливающиеся под лучами солнца или луны, серебрятся до сих пор стихотворные творения той эпохи.

В театрализованной композиции в стиле «домашних чтений» звучат стихи Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака, Максимилиана Волошина и Марины Цветаевой, Александра Блока и Юрия Кричевского, Черубины де Габриак и Татьяны Щепкиной-Куперник. Романсы авторские, современные и начала ХХ века на стихи этой легендарной эпохи. А главная тема композиции – Любовь. Потому что только она — это цель и смысл жизни, это альфа и омега всех человеческих отношений, это великое умение и огромный талант, данный от Бога.

Любить без слез, без сожаленья. Любить, не веруя в возврат…

Чтоб было каждое мгновенье последним в жизни. Чтоб назад

Нас не влекло неудержимо…

 

«КАБЫ НАС С ТОБОЙ ДА СУДЬБА СВЕЛА или НЕПОВТОРИМОЕ ИМЯ -МАРИНА»

Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама и очень рано. Она угадала долгое собственное забвение, а затем и громкую посмертную славу.

Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти, в святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти — нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли, по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…

Свой гороскоп она прочитала легко и отчетливо, потому что охотно верила указующим перстам Судьбы: полночь – листопад – суббота — все намекало на необычность ее быта и бытия!

Поступь легкая моя, чистой совести примета —

Поступь легкая моя, песня звонкая моя.

Бог меня одну поставил посреди большого света.

— Ты не женщина, а птица, посему летай и пой.

В композиции образ Марины Цветаевой, ее Быт и Бытие представлены строками воспоминаний и писем ее современников, стихами самого поэта, авторскими размышлениями ведущей и чередой пленительных песен на стихи Цветаевой композитора Ольги Кузьмичевой в авторском исполнении.

 

«КОНСТАНТИН И ЕЛИЗАВЕТА. ПОЭТ И МУЧЕНИЦА»

К 400-летию Дома Романовых. Это рассказ о необычных представителях царской Семьи, в целом послушной законам императорских домов: о чистокровной немецкой принцессе и о русском Великом князе, в жилах которого русской крови было лишь на 1\64 часть.

Но это не помешало им любить свою Родину – Россию и сделать для нее все, что было в их силах — возможного и невозможного.

Константин Константинович, внук Николая I – морской офицер и сенатор, президент Академии наук был прекрасным поэтом, писавший под криптонимом «К.Р.». Талант его был отмечен выдающимися русскими литераторами: А. Фетом и А. Майковым, Л. Меем и Я. Полонским.

Элла Гессен-Дармштадская, внучка английской королевы Виктории, став женой представителя Дома Романовых, по собственной воле приняла православие и под именем Елизаветы Федоровны была женой московского генерал-губернатора, основательницей Марфо-Мариинской обители. После ее трагической гибели от рук большевиков была причислена Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников Российских.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно: Ты так невыразимо хороша!

О, верно под такой наружностью прекрасной такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной в твоих очах таится глубина;

Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна; Как женщина, стыдлива и нежна.

Эти строки поэт Константин Романов посвятил Елизавете Федоровне. В композиции звучат его стихи и классические романсы П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.

 

«ЛИКИ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ»

Все мы с детства знаем, что на свете есть Любовь с большой буквы, любовь – чистая и прекрасная. Любовь к некоему идеалу – Прекрасной Даме.

Что такое – Любовь? Что такое – Любовь?

Это – луч, промелькнувший и скрывшийся вновь,

Это – солнце в крови, это в пламени – кровь,

Это – вечной Богини слетевший покров!

Кто только не писал о Ней! Вначале ее воспевали трубадуры, ваганты и миннезингеры. Потом – поэты-романтики в Германии. Блестящая, но тонкая и глубокая сатира была дана ей испанцем Сервантесом. Прекрасную Даму по косточкам разбирали философы и культурологи – начиная с Фридриха Энгельса. Особая роль была отведена Прекрасной Даме в творчестве русских символистов. Ее истоки многие видят в трактате антика Овидия «Искусство любви». Кто-то говорит и об арабской мистической философии. А для кого-то христианское представление о Деве Марии – и есть основа духовного чувства к Прекрасной Даме.

Ты песнью без конца растаяла в снегах

И раннюю весну созвучно повторила,

Ты шла звездою мне, но шла в дневных лучах

И камни площадей и улиц освятила…

В композиции представлены любовные истории Беатриче и Данте Алигьери, Дианы де Пуатье и короля Генриха, актрисы Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Шереметьева, модистки Полины Гебль и декабриста Ивана Анненкова, Елены Шапошниковой и художника Николая Рериха, графини Натальи Брасовой и великого князя Михаила Романова. Звучат известные классические романсы на стихи известных русских поэтов.

 

«МОСКВА! ПАРИЖ! КАК МНОГО В ЭТИХ ЗВУКАХ…»

У русско-французских отношений особая история. Связь наших культур неразрывна. Великий русский поэт Пушкин сначала заговорил по-французски и лишь потом, благодаря няне, освоил родной язык. Огромное количество культурных героев Франции оказывается на поверку русскими — Роже Вадим, Шарль Азнавур, Джо Дассен.

В композиции даны прозаические и поэтические портреты главных городов России и Франции —

Залит лучами розового света, целующими черепицу крыш,

Любовь художников, писателей, поэтов,

Любовь с прекрасным именем Париж…

Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива.

Расширяясь, возрастая, вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая, на своих семи холмах…

А также – исторические симпатии (король Генрих I и Анна Ярославна) и политические переплетения (декабрист Василий Ивашев и Камилла ле Дантю), литературные связи (Иван Тургенев и Полина Виардо, Александр Дюма-младший и Надежда Нарышкина) и художественные интриги (Анри Матисс и Лидия Дилекторская, Фернан Леже и Надежда Ходасевич).

Москва в Париже и Париж в Москве. Как писал Александр Куприн:

…только у коренных парижан и москвичей я наблюдал ту великолепную, спокойную, многовековую уверенность, с которой они попирают старые святые камни своего города, камни — свидетели радостей и печалей их далеких предков…

В музыкальной части композиции французский шансон и песни о Москве, старинные русские романсы и русская эстрада, спетая по-французски.

 

«НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: ПОЭТ, РЫЦАРЬ, ВОИН»

27 августа 1921 года Николай Степанович Гумилев, бывший дворянин и бывший офицер, 35 лет от роду был расстрелян, как участник белогвардейского заговора в Петербурге. Для биографии Гумилева, для такой биографии, какой он сам себе желал, какую он сам себе творил — трудно представить более блестящий конец!

Он стал не просто известным поэтом Серебряного века России, он создал«Цех поэтов» и повел за собой учеников. Он трижды покорял труднодоступные районы Африки, привозя оттуда не только стихи и впечатления, но и этнографические, археологические коллекции для Академии Наук. Участвуя в боях первой мировой войны, он стал дважды георгиевским кавалером — высший знак солдатской и офицерской доблести. И, наконец, он был окружен и любим такими великолепными дамами, как Анна Энгельгард, Ольга Высотская, Лариса Рейснер, Анна Ахматова…

«Смерть надо заработать!» — неоднократно говорил он. Он заработал свою смерть сполна. И своей жизнью, и своим бесстрашием.

Откуда я пришел — не знаю. Не знаю я — когда уйду,

Когда победно отблистаю в моем сверкающем саду.

Мне все открыто в этом мире: и ночи тень, и солнца свет,

И в торжествующем эфире мерцанье ласковых планет.

В композиции звучат стихи Н. Гумилева, романсы П. Булахова, А. Вертинского, В. Агафонова.

 

«ОТМА» (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия РОМАНОВЫ).

Это сокращение, состоящее из первых букв имён дочерей последнего русского императора — Николая П, которое они использовали для их общего обозначения. Оно олицетворяло их привязанность друг другу. Так они подписывались в своих дневниках. Они не были вундеркиндами. Они не были сказочными принцессами. У них не было никаких выдающихся талантов. Выдавала их только осанка. Помните фразу — «Царских дочерей узнавали по тому, как они себя несли».

Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший царских детей, записал однажды: «дай, Господи, чтобы все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя».

Вместе с отцом сестры присутствовали в Киевском оперном театре во время убийства Петра Столыпина. Они наглядно убедились, что огромная власть не спасает от смерти, а часто – прямая дорога к ней.

Они погибли в один миг. Все вместе. Им было так мало лет, что, только сложив все их годы, получишь полную биографию. А так, обрывки, кусочки… Непрожитая жизнь…Недопетая серенада…

В 1981 году Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Романовы, погибшие в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, были причислены к лику святых мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году были канонизированы и Русской Православной Церковью в России.

В лики святые нельзя наглядеться, В них — чистота древнерусских икон, Свято хранятся в трепетном сердце Буквы начальные Ваших имён.

Музыкальная часть композиции составлена из произведений П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, П. Булахова, Ф. Шуберта, русских народных и современных песен.

 

«ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ ГЛАЗКИ»

очаровательные глазки

Все знают: глаза — это зеркало души. Как яркая луна отражается в ночном море, так и душа отражается в открытом взгляде. Глаза… Они могут рассказать о многом, без слов, просто излучая то или иное состояние души. Можно прочувствовать глубину взгляда, но только душа знает его истинный мотив…

Глаза умеют говорить. Кричать от счастья или плакать.

Глазами можно ободрить, с ума свести, пуститься в драку…

Словами можно обмануть, глазами это невозможно.

Во взгляде можно утонуть, если смотреть неосторожно.

Наше визуальное общение с человеком начинается с первого взгляда — глаза в глаза, когда он нас либо притягивает позитивной энергетикой, либо отталкивает холодностью и равнодушием. Во все века это состояние всегда очень остро ощущали поэты, поэтому рассказ о глазах в композиции построен на языке поэзии. От великого Возрождения до современного Интернета: Данте и Шекспир, Пушкин и Тютчев, Бунин и Бальмонт, Гамзатов и Рождественский, молодые поэты и авторы под «никами».

А все музыкальные произведения – это романсы о глазах: «Очи черные», «Прелестные глазки», «Твои глаза зеленые», «Эти глаза напротив», «Любил я очи голубые» и др.

 

«ПОТРЕБНОСТЬ СЧАСТЬЯ» Молодость Льва Толстого.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая – несчастна по-своему.

Семью Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых трудно отнести к той или иной категории окончательно и бесповоротно. Но, несомненно, одно: и в своем счастии, и в своем несчастии эта семья не была похожа на других. Она – особенная!

Но прежде чем Толстой обрел семью, он прошел через многие испытания и искушения, через увлечения и условности, мечты и иллюзии: институтка Зинаида Молоствова и красавица-казачка из станицы Старогладковской, фрейлина Александра Толстая и уездная барышня Валерия Арсеньева, светские львицы Щербатова, Олсуфьева, Чичерина и дочь поэта Екатерина Тютчева.

Почти 20 лет Толстой мечтал о любви к женщине, о семейной жизни. И после женитьбы, с которой у него совпали все «условия счастья», первое, что записал в дневнике – «вырос ужасно большой, пропасть мыслей и так хочется писать художественное». А.А.Фету написал: «Я две недели женат и счастлив, и новый, совсем новый человек. Заезжайте познакомиться со мной». И друзья сразу заметили эту радостную перемену.

«Знаете, кого я на днях встретил? Нового Толстого… Она – прелесть. Хороша собой вся… Здравоумна, проста и нехитроумна – в ней должно быть и много характера… Он в нее влюблен до Сириусов» — писал в Париж Ивану Тургеневу их общий знакомый, орловский помещик Иван Борисов.

Композиция обрамлена рядов авторских и классических романсов XIX и XX веков.

 

«РАЗЛУКИ СЧАСТЬЕ И НОЧИ СВЕТ»

Парадоксы любви и парный романс. Романсовая классика зачастую выделяет образцы своеобразных произведений-диалогов, заключающие в себе контрасты отношений. Слыша в одном романсе взывания: «Уйди, совсем уйди!» — это буквально можно расценить как мольбу: «Не уходи, побудь со мною». Если слышится: «Не пробуждай воспоминаний» — то, скорее всего, это следует понимать, как: «В крови горит огонь желаний». И таких примеров множество.

Парадокс таких романсовых строк заключается и в том, действительно, подчас в романсе можно постичь, а то и пережить настоящее — «разлуки счастье», воочию увидеть — «ночи свет».

И, конечно же, эти романсовые диалоги наполнены любовью – ее потерей, желанием возврата, памятью о минувшей любви.

«Тайна сия велика есть…» — повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем нередко иронично. А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. И зачастую весьма парадоксальна. В композиции звучат истории о любви, которая никак не могла, не должна была случиться. Ее могли не заметить и пройти мимо, могли разминуться во времени или оказаться на разных ступеньках общественной лестницы. В общем, Любовь Валерия Брюсова и Нины Петровской, Ивана Бунина и Галины Кузнецовой, Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, Маргариты Сабашниковой и Максимилиана Волошина, Леонида Андреева и Александры Велигорской, Михаила Пришвина и Валерии Лебедевой и оказалась той парадоксальной тайной, о которой вы услышите в композиции. Ее обрамляют парные романсы Н. Харито, Б. Прозоровского, Н. Зубова, А. Гуэрчиа, Л. Дризо, Я. Фельдмана

 

«СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ…»

свет мой, зеркальце...

Греческое слово – кафрэфтис — «зеркало» – по своему происхождению связано со словом прозорливость. По-английски, зеркало – mirror — мираж; по-французски — можно так же, miroir, а можно — glace — стекло, стакан, что-то похожее на гладь; по-немецки – Spiеgel, возможно от слова – Spiel – а это уже означает игру; lustro — по-польски, и уж совсем непонятно: то ли просто от люстры, то ли от ее блеска. И, наконец, по-старославянски — зерцало — созерцание.

Меня всегда манили зеркала: Их чистый свет, их зренье колдовское. Всего лишь льдинка тонкого стекла … Но, зеркало порой в тебе раскроет

Такую неизведанную суть, Которую ты сам бы не заметил…

У зеркала богатая, насыщенная событиями история: с ним хоронили знать и шли в военные походы, с его помощью ублажали богов и топили корабли. С зеркалами связаны гадания, суеверия, сны, сказки. В легендах и сказках зеркало показывает события, которые происходят в далеких краях или лица людей, тоже находящихся на расстоянии.

Зеркало не раз становилось предметом разговора для писателя или поэта, художника или музыканта. А то и вовсе — главным действующим лицом художественного произведения. Особенно среди поэтов Серебряного века — Велемир Хлебников был увлечен созданием текстов для зеркального чтения — палиндромов, а у Анны Ахматовой — это шкатулка памяти. Для Иннокентия Анненского – оно предмет, отражающий будущее, а для Марины Цветаевой — способ гадания на любимого человека…

Музыкальная часть композиции – современные песни и романсы М. Таривердиева («Хочу у зеркала»), Е. Крылатова («Подойду я к зеркалу»), Н. Тарасовой («Вальс в зеркалах»), Д. Алексеевской («Зеркало»), О. Кузьмичевой («Анна Австрийская») и др.

 

«ТАНЕЦ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Юлия Тагали

Эта женщина пронеслась по жизненной дороге как яркая комета, как удивительная Звезда, озарившая своим талантом небосклон мирового танцевального искусства.

Ей было отпущено Судьбой лишь 50 земных лет, но они не прошли бесследно. Ее танец – ее искусство – это стремление выразить правду существования человека в жестах и движениях. Она раскрывала перед публикой самые сокровенные порывы ее души.

«Магия ее танца велика. Своей музыкой и движением она уносит вас с собой в дикие леса, к богу Пану с его флейтой и к танцующим нимфам, солнцу, ветру и любви…» Ее звали – АЙСЕДОРА ДУНКАН.

Это литературно-исторический спектакль о жизни «Великой босоножки», как называли танцовщицу за ее пристрастие к пластическому танцу босиком, или, в крайнем случае, в сандалиях на босу ногу, как это делалось в Древней Греции. «Если бы Крылатая Ника могла бы двигаться на своем пьедестале в Лувре, то движения ее были, несомненно, теми же, что и у Айседоры в серии танцев на греческую тему…» — так писали о ней многочисленные газеты.

В основе спектакля пластические танцы в стиле Айседоры Дункан, на музыку любимых ею композиторов. Они отражают разные этапы ее жизни: от детства у моря в Калифорнии до трагической гибели у моря близ Ниццы.

Режиссер спектакля и исполнитель танцев – руководитель театра «Музыка… Образ…Танец…» Юлия Тагали.

 

«ХИТРОСПЛЕТЕНИЯ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА»

Героини этой композиции незримой нитью судьбы связаны между собой, они как бы слились в одну большую жизнь «дворянского гнезда».

Так часто в России называли не только патриархальные семьи, но и старинные, красивые усадьбы – Спасское-Лутовиново, Никольское-Вяземское, Покровское, Ясная Поляна. А еще к русским просторам можно добавить немного европейского шарма – Куртавнель, Буживаль, Баден-Баден. И, оказывается, этот шарм так похож на русское деревенское очарование.

Дамы, о которых пойдет речь, связаны с такими местами в первую очередь сердцем. Это – непростые дамы. Каждая из них оставила свой след в сердце и судьбе Ивана Тургенева.

Одна из них – Полина Виардо — была его возлюбленной. Другая – Полина Тургенева – дочерью. Третья – Варвара Богданович — воспитанницей матери и сводной сестрой. Четвертая – Софья Толстая — женой друга. Пятая – Татьяна Берс — прелестной юной феей, прообразом Наташи Ростовой. Шестая – Мария Толстая – жена соседа и сестра друга, едва не ставшая его судьбой…

Существует несколько соображений и причин, согласно которым писатель Иван Тургенев всю жизнь любил певицу Полину Виардо.

Первая: потому что был однолюб. Вторая: Тургенев не мог быть счастлив, женившись на обыкновенной женщине. Третья: Иван Сергеевич не мог полюбить женщину кроткую. Четвертая: писателю Тургеневу в любви непременно нужны были страдания, мучения и колебания, они будили его творческую фантазию. Пятая: певица Виардо умела задевать в душе его самые затаенные, самые мелодичные струны; пением или музыкой давала ему такие минуты истинного наслаждения, что Иван Сергеевич за эти минуты готов был все переносить и все забыть. А, может быть, была и – шестая причина – потому что и она, все-таки, его любила?!..

В музыкальной части композиции романсы из репертуара Полины Виардо на русском, французском и итальянском языках.

 

«ЦВЕТЫ ЖИВУТ В ЛЮДСКИХ СЕРДЦАХ»

В переводе с древнегреческого слово — Антология — означает не только сборник художественных произведений, но и собрание прекрасных даров природы, цветник, букет цветов. По аналогии с этим словом в композиции собран венок из легенд и преданий, заговоров и языка цветов, стихов и романсов только о цветах.

Цветы живут в людских сердцах: читаю тайно в их страницах

О не намеченных границах, о нерасцветших лепестках.

Я знаю души, как лаванда, я знаю девушек мимоз,

Я знаю, как из чайных роз в душе сплетается гирлянда.

Царица Роза и нежный Ландыш, страстный Жасмин и прелестная Сирень, чувственная Акация и изысканные Левкои, печальный Хризантем и загадочные Астры, скромница Ромашка, доверчивый Василек и хрупкий Колокольчик – вот герои этой композиции. И о каждом из этих цветков звучит чарующий романс конца XIX – начала и середины ХХ века.

 

«ЧЕРНЫЙ ПЬЕРО. СУДЬБА. ТВОРЧЕСТВО. ПАМЯТЬ»

Вертинский

Эта театрализованная композиция была специально подготовлена к 55-летию ухода замечательного артиста и оригинального певца Александра Николаевича Вертинского.

Сколько вычурных поз,

Сколько сломанных роз,

Сколько мук, и проклятий, и слез!

Как сияют венцы!

Как банальны концы!

Как мы все в наших чувствах глупцы!

вертинский

В ней представлена оригинальная версия жизни и творчества знаменитого русского шансонье ХХ века. Александр Вертинский создал совершенно особый жанр музыкальной новеллы — «песенки Вертинского». На его концертах одни плакали, другие насмешливо кривились, но равнодушных не было…

черный пьеро

 

А. Вертинский не похож на современных бардов, хотя они тоже объединяют в одном лице поэта, композитора и исполнителя. Он создавал песни, глубоко раскрывающие невероятно сложный духовный мир человека. Сомневающегося, бунтующего, жизнестойкого, могущего ради убеждений поступится многим – положением, выгодой, всем, кроме святого – любви к родине. Вертинский вспоминал: «Мои песни объединяли всех. Они «размывали» эмиграцию, подтачивая шаг за шагом их «убеждения», эти зыбкие «постройки без фундамента», как размывает море песчаные берега. Моя органическая любовь к родной стране, облеченная в ясную и понятную всем форму, пронизывала их. Насквозь. И ранила сладко и больно… Потому что каждый из них представлял себе Родину такой, как он хотел… А я ведь пел о Родине!»

 

Один из парадоксов судьбы Вертинского: он стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени, но не за свои песни, а за эпизодическую роль в фильме «Заговор обреченных»!

вертинский черный пьеро

12 песенок из репертуара Александра Вертинского – одни из самых известных и любимых слушателями.

 

«ЧЕТЫРЕ МУЗЫ ФЕДОРА ТЮТЧЕВА»

С младых лет и до глубокой старости Федор Иванович увлекался женщинами, имел у них сказочный успех, но никогда не был ни Дон Жуаном, ни Казановой, ни Ловеласом. Потому что Женщины, помимо земных чувств, пробуждали его поэтический дар.

Радость и горе в живом упоенье,

Думы и сердце в вечном волненье,

В небе ликуя, томясь на земли,

Страстно ликующей, страстно тоскующей,

Жизни блаженство в одной лишь Любви…

Первая большая любовь — Амалия Лерхенфельд-Крюденер. Первая жена — графиня Элеонора Ботмер. Вторая жена — баронесса Эрнестина Пфеффель. Неистовая последняя страсть – Елена Денисьева…Каждая из этих женщин занимала в свое время особенное место в поэзии, жизни и сердце Тютчева.

Федор Иванович Тютчев всегда хотел избежать литературной славы, и даже вообще отношения к себе, как к поэту. Князь Иван Сергеевич Гагарин однажды метко сказал о нем: «Его не привлекали ни богатство, пи почести, ни даже слава. Самым задушевным, самым глубоким его наслаждением было наблюдать за картиной, которая разворачивалась перед ним в мире…»

Ни у домашнего, простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его — седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

В музыкальной канве композиции романсы на стихи Ф.И. Тютчева и его современников, написанные и при жизни поэта и в наше время.

 

«ШАЛЬные истории»

Шаль — модный до сих пор атрибуту одежды. Кажется, что это исконно русское изобретение, а на самом деле – восточная накидка, появившаяся в Индии. В Европу шаль попала благодаря императору Бонапарту, который привез из египетского похода для любимой жены Жозефины сотни восточных подарков, среди которых оказались и великолепные кашмирские шали. Мода на них распространилась по Европе очень быстро, не забыта, оказалась и Россия, которая скоро и сама стала производить эти кружевные и тканные, ажурные и жаккардовые изделия. Следуя вначале восточным образцам, русские мастерицы нашли и свои яркие узоры; их шали буквально взорвалась узором из пышных или мелких цветов. До сего дня самыми популярными в России шалями являются знаменитые платки из подмосковного городка Павловский Посад, которые давно уже стали традиционным русским сувениром.

Шаль шаловливая, Шалые, милые позы,

Взоры счастливые, Метаморфозы…

Плеч белоснежных убранство,

Жаркая лава, Красок шаманство. Золотоглаво!

Испанская, шотландская, цыганская шали, оренбургский пуховый и павловопосадские платки в сопровождении романсов, песен и даже народных частушек, а также соответственно подобранных классических и современных стихотворений изящно показываются как на настоящем модельном подиуме.

Зачем без умолку свистят соловьи,

Зачем расцветают и гаснут закаты,

Зачем драгоценные плечи твои

Нежнейшей старинною шалью объяты…

Обо мне

В августе 2013 года исполнилось — как в сказке — 30 лет и 3 года, как я работаю в Музее. Именно так, с большой буквы, потому что музеев в моей […]

Read More
Авторские экскурсии

Литературные путешествия…    

Read More
Литературная гостиная

За восемь сезонов существования гостиной «Очарование» нам не раз задавали вопрос — почему мы так называемся? Если ответить коротко — то оно просто понравилось всем участникам программ. Если ответить более […]

Read More
Композиции

«БЛАГАЯ ВЕСТЬ» День Благовещения – один из Великих двунадесятых праздников Православной церкви. Даже в сугубо покаянные дни Великого поста он не отменяется, потому что это не только третья встреча весны […]

Read More
Как все начиналось

В начале 21 века, а именно в 2002 году в Государственный музей Л.Н. Толстого, в котором я тогда работала, пришла певица, заслуженная артистка России Галина Улетова. В то время я […]

Read More